будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Наука
Федоренко Маша

Старшеклассники будущего

Старшеклассники будущего
shkola
Фото: standart.edu.ru

6 апреля 2011 года прошло обсуждение проекта нового образовательного стандарта для старшей школы.

Сначала выступил подтянутый и сосредоточенный Максим Викторович Дулинов, заместитель министра образования и науки РФ. Он сказал, что проект вызвал широкий резонанс, и это - "очень отрадная тенденция".

Проект делают с 2009 года, и к работе привлечены независимые эксперты.

Максим Викторович отвлекся на младшую школу и рассказал, что новые стандарты для нее уже утверждены, и они вступят в силу с 1 сентября 2011 года. А 200 000 детей - 15% - уже начали по ним учиться, на год раньше. Стандарты средней школы, с 5 по 9 класс, тоже были утверждены - в январе 2011 года.

А проект для старшей школы был представлен 1 ноября 2010 года, в декабре состоялся Совет, и с тех пор проект уже два раза дорабатывался. Согласно проекту, у ученика и его семьи появляется право на выбор предметов, но выбор этот «должен быть осознанным».

- И вообще надо учить делать выбор с детского сада, - добавил Максим Викторович.

Также образование должно быть окончательно и бесповоротно бесплатным, и этот принцип будет строго соблюдаться. Важный момент - закрепление в стандарте условий его реализации, то есть непременно должна улучшиться инфраструктура и появиться новое оборудование. Но нужно изменить систему подготовки учителей и повысить их квалификацию. Для этого будут созданы стажировочные площадки - там учителей будут готовить для работы в новых условиях.

Затем слово взял Григорий Артемович Балыхин, председатель комитета Государственной думы РФ по образованию, председатель группы мониторинга доработки проектов стандартов общего образования. Он с коллегами работал над проектом 7 месяцев. Балыхин рассказал о предложенном механизме повышения зарплаты учителям, который попутно решает другую задачу - модернизации материально-технической базы школ. Он подчеркнул, что 30-40% общеобразовательных школ не имеют даже нормальных, теплых туалетов.

Механизм такой: в 2012-2013 году на ремонт школ выделят 90 млрд. рублей: 60 из них на ремонт - из федерального бюджета, а 30 млрд. добавят регионы в рамках программы софинансирования. Это поможет повысить зарплаты в среднем на 30%. По мнению Балыхина, это поможет "поднять упавший статус педагогов".

Также он рассказал, что малокомплектные школы будут сохранены. А ведь за 5 лет хотели закрыть 10 000 школ. Они станут филиалами базовой школы.

- Нет школы - нет села.

Григорий Артемович сказал, что возможность выбрать предметы по своему желанию позволит школьникам перестать прогуливать школу ради занятий с репетиторами. Про поборы в школах он сказал, что теперь в законе четко сказано, что образование должно быть бесплатным:

- Если такие факты есть, то прямой путь к прокурору, как в "Кавказской пленнице". Если есть зло, то с ним надо бороться и выкорчевывать сами знаете чем.

Он напомнил про еще одно нововведение: в новом проекте предлагаются разные уровни изучения предметов: интегрированный, базовый и профильный (углубленный). И не нужно все воспринимать в штыки, а то все его спрашивают, что это за "индивидуальный проект", который предстоит делать учащимся.

- Я бы его вообще назвал индивидуальный инновационный план! - признался Балыхин и пояснил, что план нужен, чтобы ученики не зубрили учебники, а занимались творчеством.

Он на всякий случай попросил не драматизировать ситуацию, потому что на этот стандарт будущей школы перейдут только в 2020-м году. Но можно на него переходить и раньше, если школы будут готовы.

Напоследок Григорий Артемович сказал, что пока мы не сблизим до максимума позиции тех, кто поддерживает проект, и недовольных, он не подпишет этого стандарта.

Заговорил Александр Львович Вильсон, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России, доктор педагогических наук, профессор. У него оказалось несколько возражений и замечаний. Он с коллегами попросил педсоветы 450 школ изучить проект стандарта и дать заключения. Оказалось, что у учителей вопрос - на кого рассчитан этот стандарт? Есть ощущение, что на продвинутого студента, и кое-что в нем сложно даже для аспиранта.

- Его надо немножко "приземлить". Чтобы он не выглядел как кодекс строителей коммунизма.

Александр Львович процитировал проект стандарта, базовый уровень: "Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью". Затем открыл раздел об информатике: "Владение и умение понимать программы, написанными на выбранном к изучению универсальном алгоритическом языке высокого уровня, знание основных конструкций программирования, умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц".

Также, по мнению Вильсона, сейчас есть вероятность разрушения единого образовательного стандарта. Сейчас предлагается 40% учебных часов отдать обязательным предметам, а 60% - вариативным, но эксперты считают, что первую цифру нужно довести до 60%-70%.

По качеству чтения и понимания текста Россия занимает первое место в мире - но только в младших классах, а старшеклассники читают уже гораздо хуже, эти навыки теряются. Все из-за того, что литературой и русским старшеклассники не занимаются. Есть и еще одно опасение: если ты занимался биологией, а в 11 классе заинтересовался химией? Многое окажется пропущенным.

Последним выступил Павел Константинович Кашкаров, заместитель директора по образовательной деятельности и молодежной политике Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», заслуженный профессор МГУ. Он сказал так: хорош или плох закон - будет ясно лет через 10 после его введения. Есть позволить ученику 60% предметов выбирать самому, мы можем потерять кадры в естественных науках, пострадает научно-технический прогресс. Ведь гуманитарные предметы легче, и все будут их выбирать.

Вот в советской школе не было вариативности, но как-то все-таки появились ученые, которые создали атомный и космический проекты.

- До революции было два направления: реальное училище и гимназия. Излишняя вариативность представляется для закона немыслимой.

Он обратил внимание присутствующих на кадры: пока работа учителя не престижна, пока в школы "не потянутся креативные, яркие люди, ничего не изменится".

По его словам, сейчас появляется конвергенция наук и технологий, но не на примитивном уровне, а на самом высоком. Биология - сама по себе наполовину химия и физика. Надо преподавать так, чтобы у человека складывалась целостная картина мира, а не фрагментарная. Поэтому важно, чтобы учитель владел современной конвергентной идеологией.

После завершающего обмена мнениями обсуждение стандарта образования закончилась, а работа над ним - нет. Скоро состоится еще одно заседание, и все будет зависеть от него - сроки утверждения могут снова отодвинуть.

Федоренко Маша
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).