будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Июнь 18, 2025
Наука

Свобода для школы

Мы публикуем стенограммупередачи «Наука 2.0» – совместного проекта информационно-аналитического портала«Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи – один самых известныхшкольных директоров России, руководитель московскогоЦентра образования №548 «Царицыно», член Общественнойпалаты РФ, народный учитель России Ефим Рачевский. Услышать нас можнокаждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Анатолий Кузичев: Яприветствую в студии радиостанции «Вести FM» Ефима Лазаревича Рачевского. Это известный педагог, это самыймолодой (я ничего не путаю?) народный учитель России, директор школы №548, ЦентраОбразования «Царицыно». Я корректно назвал?

Ефим Рачевский: Да, это школа и есть. Я могу объяснить, в чем отличие:центр образования, в отличие от школы, интегрирует общее и дополнительноеобразование. Дополнительное – это кружки, клубы, секции, их у нас околодвухсот.

Борис Долгин: А в обычных школах это не предусматривается?

Е.Р.: Там ресурсы другие, деньги другие. Центр образования какформа есть только в Москве.

Дмитрий Ицкович: Двести кружков?

Е.Р.: Да, и это очень хорошо.

Д.И.: А как это возможно? Это ведь очень много. Я организовывалразные клубы, и мне говорили, что 40 мероприятий в месяц – это очень много. Нодвести!

Е.Р.: Да, и они очень разные.

А.К.: Это делают приглашенные люди?

Е.Р.: И приглашенные, и свои.

Д.И.: А можно хотя бы мазками очертить диапазон?

Е.Р.: Чем занимаются? От судо- и авиамоделирования до большоготенниса; есть три театра, балет.

А.К.: А сколько человек учится в школе?

Е.Р.: Много. 1804 без детского сада, и 200 в детском саду.

А.К.: То есть, две тысячи человек?

Е.Р.: Да, а в систему дополнительного образования ходят дети нетолько из этой школы. Ею пользуется около трех тысяч детей, это очень важно.

Борис Долгин: То есть это получается очень крупный социальныйинститут.

Е.Р.: Я впервые слышу, чтобы школу называли крупным институтом.Тогда я потребую дополнительного финансирования.

А.К..: От кого потребуете дополнительного финансирования?

Е.Р.: От учредителей.

А.К.: А кто это?

Е.Р.: Департамент образования, поскольку это государственная школа.

Б.Д.: Школа вообще - важнейший социальный институт, но тутполучается институт, интегрирующий самые разные функции для очень большогоколичества людей.

Д.И.: Можно я спрошу? Мы в прошлый раз подробно говорили про ЕГЭ,про реформу школы, и очень много интересного, конечно, осталось за границамиразговора. Но есть одна вещь, про которую мы не говорили, это – зачем вообще нужнашкола. Потому что в те времена, когда учились все здесь сидящие, а это были советскиевремена, мы скептически к этому относились, мы иронизировали, но, в общем, мызнали, что из нас воспитывают советских людей.

А.К.: «Книжки умные читать…».

Д.И.: А после 1991 года перестали воспитывать советских людей истали делать что-то другое.

Е.Р.: Ну кто вам сказал, что перестали?

Д.И.: В этом мой вопрос.

Е.Р.: Я коротко отвечу на ваш вопрос, и я бы хотел отнестись ктому, что Борис сейчас сказал про дополнительное образование: зачем и как. Всоответствии с той же советской ментальностью мы же привыкли, что хороший человекв школе – это отличник.

Б.Д.: И активист!

Е.Р.: И активист. Но сегодня социальная успешность совсем необязательно измеряется количеством пятерок в аттестате: пятерок может бытьноль, четверок тоже, одни тройки. У меня такой мальчик есть, Сережа Климов, онсегодня играет в одном из престижных футбольных клубов Европы. Он социальноуспешен, это совершенно точно - маме квартиру купил.

А.К.: В каком он играет клубе?

Е.Р.: Не помню, где-то в Греции он играет. И так далее. То естьсоциальная успешность сегодня не обязательно предполагает академическуюуспешность. У меня даже тезис такой есть: пусть будет успешным троечник,главное, чтобы был здоровым.

Д.И.: То есть социальная успешность – даже не обязательно играть в футболв греческом клубе, достаточно быть человеком, довольным своей жизнью. Так?

Е.Р.: Довольным человеком, да. Поэтому, кстати, в нашей школе мы ежегодновесной подводим некоторые итоги учебных достижений. Этот праздник называется«Элита». Так вот, в «Элиту» входят не обязательно победители олимпиад, это и ребенок,успешно забивший гол, или команда регби, которая что-то сделала, или кто-тохорошо танцующий и пр. Не зря дополнительное образование называют ближайшейзоной развития общего образования. Там мотивация другая, там нет оценок, нетдомашних заданий.

Д.И.: Это как культура и субкультура, есть другие каналыреализации.

Е.Р.: Конечно, конечно. Хочу вернуться к вашему вопросу просоветскую и несоветскую школу. Школа – это гигантская гуманитарная система, иэто неправильно, что за последние 10-15 лет здесь произошли колоссальныеизменения. Сегодня мы сталкиваемся с парадоксальной вещью: несоветские дети уженесоветских родителей продолжают водить ребенка в советскую школу.

Д.И.: Это конфликтно?

Е.Р.: Это продуктивно, конфликтно-продуктивно. Конфликты, они жебывают продуктивными.

Б.Д.: В чем его продуктивность?

Е.Р.: Продуктивность в следующем: государство в большой стране –чем страна больше, тем государство менее оперативно принимает решения, этозакономерно, - не поспевает за сообщениями социума, это совершенно точно.Поэтому если школа хочет быть успешной, она должна в первую очередь отвлекатьсяна живые реальные потребности социального окружения, потребности тех самыхродителей, которых я назвал «первым непоротым поколением». Интересный примерпривести?

Б.Д.: Конечно.

Е.Р.: Российская школа – это, наверное, последняя школа в Европе,где в старших классах изучается от 14 до 19 предметов. Во всех других странах -шесть, восемь, десять. Мы провели социологическое исследование среди тех, ктоокончил школу за последние пять лет, и получили примерно следующий расклад: третьнаших выпускников осознанно и интересно изучали треть предметов, еще треть имиизучалась время от времени, а еще треть - они имитировали изучение. Потому чток 10 классу они примерно знали, чем будут заниматься. Так вот, если сложитьденьги, которые тратятся на те пять-шесть предметов, которые в школах неизучаются, при условии, что мы говорим про индивидуализацию образования, -получается гигантский, колоссальный ресурс. Социум, то есть семьи сегодня…Давайте сразу договоримся, я веду речь о непьющих семьях. Я никогда не делюсемьи: средний класс, маргиналы... Важно - пьющие и непьющие, я говорю пронепьющие семьи. Это не означает, конечно, что мы не принимаем детей из пьющихсемей.

Д.И.: Не о нас, значит. Я имею в виду степень питья.

А.К.: Я понимаю, что вы имеете в виду. Это, конечно, колоссальнорадикальное высказывание, потому что вы обозначаете границу, селекцию на входе.

Е.Р.: Совершенно точно. Я об этом говорю.

А.К.: То есть, эксклюзия и нормальные социализированные люди.

Е.Р.: Так вот, в начале 1990-х (мы неделю назад об этом говорили)семьи требовали чего-то экзотического, нетрадиционного, типа латыни. Сегодняони просят: «А дайте нам чего-нибудь стабильного, не инновационного ипредсказуемого». Почему? Потому что многие из них нуждаются в дополнительномресурсе времени для образования своего же ребенка. Вы знаете, какой девиз виситу нас с 1992 года? Не знаете, вы же у нас не были. У нас висит простая цитатаиз Марка Твена: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Сегодняшкола перестала быть монополистом знания и монополистом информации. Поэтому внынешней ситуации, к сожалению, медленно, но все-таки происходят изменения.

А.К.: Ефим Лазаревич, знаете, какое слово чаще всего звучит в нашейпрограмме сегодня? Слово «успешный», «успех» и однокоренные с ним. Мне вот чтоподумалось: есть такие два медийных клише. Первое – это такой мифический образ– «британские ученые»: «Британские ученые определили, что …», и никаких ссылокнет, никаких подробностей. Только вот есть некий мифический конструкт -британские ученые. Есть директора школ, которых любой уважающий себя журналиств средствах массовой информации спрашивает про выпускников, которыми они гордятся.Если я правильно понял, вы организовали у себя конвейер по выпеканию успешныхлюдей, поэтому вам это будет несложно сделать.

Е.Р.: Назвать имена выпускников, которых знает мир, страна? Я их неназову, и не по той причине, что я их не знаю. Ну, наш выпускник – зам.генерального директора НПО «Энергия». Но он не мелькает на телеэкране, поэтомумало кто его знает. И еще сотни таких. Поскольку школа расположена в маргинальнойчасти Москвы, у МКАДа, до недавнего времени там не учились те, кто сталпреемником своих родителей где-нибудь на Мосфильме и так далее.

Б.Д.: Дети элиты.

Е.Р.: Да, у нас элита несколько иная. У нас интеллектуальная элита,которая медийно не очень засвечена. Хотя есть много успешных людей. А вызнаете, что это расположение у МКАДа сегодня становится конкурентным преимуществом?Окраина, я имею в виду, кольцевая дорога.

Б.Д.: То есть, маргинальная в прямом смысле слова.

Е.Р.: В прямом смысле слова, в том, как понимали это римляне вгеографическом смысле.

А.К.: А в чем конкурентное преимущество?

Е.Р.: Значительная часть среднего класса уехала жить за МКАД иобразовывает ту самую группу непьющих семей, о которых мы говорили. Для этихлюдей приоритетом являются дети, здоровый образ жизни, хорошие путешествия идомашняя библиотека, в которой не меньше 500 книг, примерно так.

Б.Д.: Интересный портрет. Для того, чтобы школа была достаточномобильна, могла реагировать на те вызовы времени, о которых вы говорили, чтошколе нужно? Какие ресурсы?

Е.Р.: Лет 20 назад я сказал бы: «Денег дайте». Сегодня я этого неговорю по той причине, что начавшееся как эксперимент и ставшее уже системой нормативно-подушевоефинансирование детей дает какой-то ресурс свободы. Это принцип, по которомуденьги следуют за ребенком, деньги персонализированы, это не некий абстрактныйбюджет: чем в школе больше детей, тем школа успешней. Поэтому сегодняволей-неволей на рынке образования, - я намеренно подчеркиваю слово «рынок»,хотя за эту услугу платит бюджет города, - есть реальная конкурентная среда.

Д.И.: За ребенка?

Е.Р.: Да, за ребенка. Допустим, в Москве ежегодно около десятка, аможет быть, и больше, около двадцати школ закрываются, потому что родителиперестают водить туда своих детей: плохо, небезопасно и так далее.

Б.Д.: Это очень понятный стимул.

Д.И.: Откуда взялась тенденция неводить детей в школу?

Е.Р.: Вы знаете, это растущаятенденция. И если года три назад в нашей школе не было ни одного ребенка вформе семейного образования, то в этом году их 14. Какая-то часть детей уходитв экстернат. Ну, это отдельная тема. Я хочу вернуться к вопросу Бориса оресурсе свободы.  Сначала был закон об образовании,принятый в 1992 году. Потом, в 2004 году был принят другой закон – 122-ой, всоответствии с которым школ лишили права держать свои средства в банках (тольков казначействе), лишили права собственности, ну и многое другое – этоэкономический аспект. А кроме экономического есть ряд других аспектов.Например, все школы обязали заставлять детей каждое утро делать физическуюзарядку, это обязательно. Это как один из способов укрепления их здоровья.Физзарядка – это хорошо. Я честно признаюсь, сам ее делаю каждое утро 20 минут.Только я это делаю это в комфортных условиях, когда рядышком нет других людей,которые потенциально могут быть бациллоносителями свиного, птичьего или ещекакого-нибудь гриппа.

А.К.: Меня удивляют ваши слова. ИДмитрий, и Ефим служили в армии. Неужели какие-то люди вокруг вас смущают призарядке? Вы что, ребята?

Е.Р.: Мы больше знаем о человеческоморганизме. Поэтому - о какой свободе я говорю? Я не считаю американскоеобразование лучшим или даже просто хорошим, но они провели такой проект: 1300школ были объявлены независимыми, у них контролировался не процесс, арезультат.

Д.И.: Извините, а чем измерялсярезультат?

Е.Р.: Успешностью выпускников,количеством изгнанных из школы детей, так называемый «отсев».

Д.И.: Успешность учеников – этопродолжение образования или что-то другое?

Е.Р.: Нет, то, что они попали не втюрьму. Потому что там были школы разные: элитные, не элитные, всякие - тамкритериев очень много.

А.К.: При этом селекция лежала на них?Они сами набирали себе учеников?

Е.Р.: Да.

А.К.: Поэтому результат 100-процентный:мы сами взяли этих детей и сами их куда-то направили.

Е.Р.: Конечно. В описании нашей школыесть одна строка: «Мы победили в конкурсе “Лучшая школа России в 2007 году”».Если бы у меня была дилемма: участвовать в конкурсе «Лучшая школа России» - ипосле этого нам не дали бы ни наград, ни денег, а дали статус независимойшколы, я предпочел бы этот статус. Чтобы нас избавили от повседневной мелочнойопеки, за исключением тех организаций, которые контролируют безопасность издоровье. Я имею в виду МЧС – обязательный контроль нужен, и то, что связано создоровьем – это Роспотребнадзор или СЭС, по-старому.

Д.И.: Чтобы тараканов не было.

Б.Д.: А сейчас кто мешает?

Е.Р.: Многочисленные срезы имониторинги, порой очень бессмысленные.

Б.Д.: Кто субъект и кто инициатор этихсрезов?

Е.Р.: Разные, начиная от федеральных,городских властей – их очень много. Множество отчетов, множество всякихциркуляров, связанных с проживанием опавших листьев и с не проживанием опавшихлистьев, и так далее. Директора школ невольно оказались в очень интереснойситуации. Я спрашиваю: «Какая твоя самая большая мечта?» Он отвечает: «Сходитьна хороший урок к хорошему учителю и вместе с ним потом поговорить про этотурок». Потому что сколько же у нас в школу спускается иного! Так вот, прорезультат американского эксперимента. Когорта так называемых независимых школ,о деятельности которых судили по результату, из отстававших, слабых школ сталапотихонечку сильными школами.

А.К.: Но это же нечестно. Они, как и вы,не берут детей из пьющих семей, отсекают их сразу, не дают им возможности вшколу прийти, а потом, естественно, все у них хорошо.

Е.Р.: Вы знаете, там есть жесткоеусловие: детей, проживающих в районе школы, школа обязана принять.

Б.Д.: Но Ефим Лазаревич сказал, что вего школу принимают и детей из пьющий семей, но для анализа нормальногоотношения к детям берутся непьющие семьи.

Д.И.: Я так понимаю, что надо вводитьэлементы коррекции. Потому что есть, например, неблагополучный район, черныйрайон Америки, где все ученики - дети бандитов и наркоманов. И в то же время мывидим, что какое-то количество детей, которые в этой школе учились, – растущие,успешные люди. Это успешная школа или нет?

Е.Р.: А потом вы знаете, чтопроисходит? Школа становится все лучше, лучше, лучше, район все бледнеет,бледнеет и бледнеет. Это действительно так.

А.К.: Вот! Приезжают жить туда, гдешкола хорошая.

Е.Р.: Мы знаем, что в Москву сегодняприезжают люди из разных регионов, от Чукотки, Урала и так далее, они начинаютзаниматься поисками квартиры с поиска школы. Сначала ищут хорошую школу, апотом стараются неподалеку снять квартиру. Это характерно для всей Европы, этонормально.

А.К.: Только, конечно, очень многовремени занимает. Или для них важна безопасность?

Е.Р.: Нет, не поэтому. Потому что семьисегодня связывают успешность своих детей исключительно с тем образованием,которое эти дети получают. Я не устаю цитировать Майкла Барбра (есть такойсэр в Англии): «По тому, как ребенок читает в 10 лет, я могу определить,каковым будет его годовой доход в 35 лет». Я понимаю, что это метафора, нопримерно так и есть. И люди это понимают.

А.К.: Я лучше всех читал в классе, ногодовой доход у меня не самый большой из одноклассников.

Е.Р.: Мы же не спрашиваем здесь какой.

А.К.: Но я-то сравниваю!

Д.И: Мы не уточняем, как читают в 10лет.

Б.Д.: Как добиться того, чтобы школыбыли более свободными? Что для этого нужно?

Е.Р.: Выполнять законы, принятые вРоссийской Федерации. Например, в Российской Федерации был принят закон о приданиишколе статуса новой организационно-правовой формы – автономное образовательноеучреждение. Целый ряд регионов пошел по этому пути – Татария, Тюменскаяобласть, еще кто-то. А другие регионы не пошли. Что это дает школе? Во-первых,иной способ ресурсного существования, переход от сметного финансирования кнормальному финансированию. По сметному финансированию, если деньги, допустим,остаются (я не буду здесь пугать людей, называть 225-ую статью бюджетнойклассификации), неважно почему, сэкономили на краске - можно купить компьютер.При сметном финансировании этого делать нельзя, потому что мы являемсябюджетным учреждением и должны все выполнять в рамках сметы. Чтобы на 6000рублей, сэкономленных на краске, приобрести карты Дальнего Востока, надо писатьписьмо учредителю, и он должен сделать передвижку. Обычно эта процедура тянетсяне меньше месяца. Наконец, действует замечательный 94-ый закон, которыйзамыслился в нашей стране как антикоррупционный: бюджетные учреждения не вправеприобретать ничего дороже 100 000 рублей без проведения конкурса, тендераи так далее. В итоге этот закон, увы, стал коррупционно… как правильно сказать?

Д.И.: Емким

Е.Р.: Емким, да. Ведущим звонят:«Можно, вот эти будут?» Но самое печальное не это. Если образовываются, допустим,в октябре, ноябре деньги за счет экономии, условно, тепла, то уже позднообъявлять тендер на ремонт кровли. Я знаю школы в одном из сибирских регионов,где директора поплатились за это. Они объявили конкурс, потому что кровлявесной обязательно потечет, конкурс провели, заранее. Поэтому нельзярассматривать школы как пространство каких-то коррупционных действий, там нетдля этого никаких предпосылок. Я назвал только один из признаков той самойсвободы, о которой мы сейчас говорили.

Д.И.: И это экономическая свобода?

Е.Р.: Это экономическая свобода.

А.К.: А все остальное? Скажем, победаво Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России». Что вам за нее дали - звание,деньги?

Е.Р.: Нет, дали звание «Лучшая школа России».

А.К.: А вы бы предпочли стать независимой школой России?

Е.Р.: Да, и я полагаю, что не только я, таких школ наберетсянесколько тысяч.

А.К.: А никакого прецедента нет в России?

Е.Р.: Есть, я назвал регионы, где шаг кэтому сделан: не только школы, но и детские сады, и профтехучилища, которые называютсяпрофессиональными.

А.К.: Как давно они пошли по этомупути?

Е.Р.: Года два уже прошло.

А.К.: То есть результатов нет пока?

Е.Р.: Уже есть.

Д.И.: Вообще на тему результатов. Какдолго продолжался этот американский эксперимент?

Е.Р.: Около 12 лет, по-моему.

Д.И.: За 12 лет можно уже померить? Этоуже полный цикл.

Е.Р.: Можно, да. Вы знаете, есть некиеканоны. Если вы хотите сделать изменения в начальной школе, то это три года. Вполной средней школе результаты этих изменений чувствуются уже через восемьлет. Допустим, в Пензенской области уходит 10-12 лет, чтобы были какие-нибудьрезультаты. Поэтому я не склонен паниковать, я очень оптимистично отношусь кситуации в области образования. Я объяснял почему: я вижу опору исключительно всоциуме. Все будет весело.

Д.И.: Про свободу школы и молодых учителей,для которых это дело азартное. Вы упомянули про свой такой азарт – это привлечениемолодых педагогов.

Е.Р.: Понимаете, в последние два-тригода рефреном проходит мысль о старении педагогического персонала. Этодействительно так. И здесь есть одна очень интересная деталь про педагогическоеобразование, про педвузы. Сегодня существует очень конкретная ситуация, когдапроисходит сокращение работников в разных структурах. Многие из них когда-тополучали педагогическое образование. Я этих людей называю репатриантами, потомучто школа, в любом случае, - это остров стабильности. На школу кризисныеявления влияют только в той степени, в какой секвестируются региональныебюджеты, а так в школе стабильная заработная плата.

А.К.: Но она же очень маленькая?

Е.Р.: Я бы не сказал, что онамаленькая.

Б.Д.: Сейчас уже нет.

А.К.: Может быть, это такой общественныйстереотип, и последние полтора десятка лет об этом говорят: «Конечно, кто жепойдет в учителя на такую-то зарплату».

Е.Р.: В Москве средняя заработная платаучителя свыше 30 000 рублей в месяц. А если учесть, что учителя ещеполучают какие-то доплаты, то больше. Но это среднее, а диапазон велик - от12 000 где-то до 60 000 рублей, может быть. К тому же, работа азартная.За последние годы участились случаи, когда молодежь решила пойти в школы.

Б.Д.: Только из педвузов?

Е.Р.: После педвузов, да. Но для нихнет вакансий. Очень интересное явление произошло: в крупных мегаполисах сталапоявляться учительская безработица, исчез дефицит учительских кадров.

Д.И.: Это связано с демографией?

Е.Р.: Правильно, это связано с демографией.Потому что если в этом году было выпущено 1 000 300 школьников, то в2010 году их будет почти в два раза меньше - 800 с чем-то тысяч.

Д.И.: На треть.

Е.Р.: Да, на треть, это будет точнее. Дажев нашей школе, где выпускных классов традиционно было от 9 до 12, в следующемгоду будет только четыре. Это дети того самого 1992-93 года рождения, которыхочень мало.

Яхочу вернуться к теме молодого учителя. Я констатирую, что значительная частьхорошей молодежи пошла в школы, но в школах нет свободных мест по причине,которую я сейчас обозначу. Так вот, в школах нет свободных мест, и тяжелотрудоустроить выпускников, хороших выпускников хороших педвузов, а в РоссийскойФедерации сегодня существует свыше ста педвузов регионального и федеральногоподчинения (101, по-моему). Теперь смотрите на очень веселую ситуацию: не самыелучшие выпускники школы идут в педвузы, все присутствующие здесь согласны с этим?

А.К.: Да.

Е.Р.: И не самые лучшие выпускники педвузовидут в школы.

Б.Д.: То есть, идет двойной негативныйотбор.

Е.Р.: Конечно же, и круг замыкается.Поэтому проблема педагогического образования сегодня является одной из самыхострых.

Д.И.: Но при наличии конкуренции научительское место возникает давление, и, может быть, появляется какая-тоселекция? То есть можно выбирать какого получше? Или не из кого?

Е.Р.: Да нет, сегодня, когда возникаетучительская безработица, есть из кого.

Б.Д.: Но это вопрос только последнихлет, если я правильно понимаю.

Е.Р.: Да. Но потом опять пойдетдемографический подъем и ситуация поменяется. Речь идет о качествепедагогического образования. Увы, в целом по стране уже сегодня оно сильноотстает от качества школьного образования. Если делаются какие-то серьезныешаги в непедагогическом высшем образовании, то они меня умиляют. Например,последние указы и какие-то другие нормативные акты о создании федеральныхуниверситетов: МГУ, СПбГУ, о создании группы исследовательских университетов.Меня, правда, умиляет это. Знаете почему?

Д.И.: Почему умиляет? Что ж тут милого?

Е.Р.: Да не может университет не бытьисследовательским.

Д.И.: Это правда. Умиляет лукавство!

Е.Р.: Это то же самое, как если бы встроительном деле было принято решение о том, чтобы в ванных комнатах былавода, понимаете?

Д.И.: Причем это специальное решение!Выделенные, а не все ванные комнаты, а какие-то исключительные!

А.К.: Специальные такие, федеральныеванные комнаты!

Е.Р.: Все равно это здорово, потому чтоя знаком с этими университетами, и федеральными (такими как, допустим,Сибирский и Южный), и с тем, что начали сейчас делать на Дальнем Востоке – ониконсолидируют очень хорошие интеллектуальные ресурсы у себя. Но педобразованиепо-прежнему остается аутсайдером в этой ситуации.

А.К.: У вас, кстати, педагогическоеобразование?

Е.Р.: Нет.

А.К.: Что вы закончили?

Е.Р.: Казанский университет.

Б.Д.: Собственно, ваш вуз преобразуют водин из федеральных университетов.

Е.Р.: Да, в один из федеральныхуниверситетов. Казанский государственный университет, императорский.

А.К.: Alma mater ВладимираИльича Ленина.

Е.Р.: Владимира Ильича Ленина, ЛьваНиколаевича Толстого, Николая Ивановича Лобачевского.

Б.Д.: Сейчас будет, соответственно,Приволжский федеральный университет.

Е.Р.: Да, да, с кампусом и со всейнеобходимой атрибутикой. Поэтому есть некие предложения, связанные спедагогическим образованием.

Д.И.: А вообще нужно специальное, отдельноепедагогическое образование?

Е.Р.: Нужно, только не отдельное. Лучшевсего на базе классических университетов иметь кафедры педагогическойнаправленности: психология, педагогика и так далее, которые через гибкуюсистему спецкурсов давали бы выпускнику физфака, который хочет пойти в школу,эту возможность.

Сейчасведь что происходит. Вы, наверное, слышали о президентском призыве? Нет? Впослании президента прошлого года, где была новая инициатива по реформированию школы,президент абсолютно правильно сказал: «В школу должны и могут приходить те, ктобыл или есть специалист внешкольных систем». Например, в моей школе самыелучшие математики – не выпускники педвузов – это МАИ, это мехмат и т.д. Издорово, и народ стал идти. Но для того, чтобы он получал достойную заработнуюплату в школе, он должен, бедолага, два года еще учиться, чтобы получитькорочку о педагогическом образовании.

Б.Д.: А без этого нельзя в школу?

Д.И.: Тарификация будет другая.

Е.Р.: А без этого в школу можно, толькотарификация будет другая, совершенно точно. Хотя на самом деле для умногочеловека достаточно двух-трех месяцев и множественной практики.

А.К.: Да, еще ведь такая засада, что впедагогических вузах учили ведь специальным наукам в основном.

Е.Р.: Что с педвузами произошло: в 1970-егоды, в брежневский период, было принято решение, что в каждом регионе, в каждойобласти должен быть классический университет, их делали на базе действовавшихраньше хороших педвузов. Естественно, в классическом университете зарплата,ставки другие, и элита из педвузов перешла в классические университеты. Апедвузы остались.

Б.Д.: И университеты все равнонормальные не появились.

А.К.: Ефим Лазаревич, вопрос, который мучитменя с прошлой программы: вы работаете именно в этой школе с 1980-го года.

Е.Р.: Да.

А.К.: А директором – с 1984-го года.

Е.Р.: Да.

А.К.: Правильно я понимаю, что за этовремя произошли три главных этапа, три главных, радикальных  изменения. Произошли внутри вас и внутри школы,наверное, тоже?

Е.Р.: Школа была когда-то с населениемв 210 человек.

А.К.: Именно концептуальные, а некакие-то.

Е.Р.: И концептуальные, да.

Б.Д..: Это ведь качественный рывок от -210 детей к 2 000.

Е.Р.: Да, школа была у нас в одномздании, теперь у нас пять зданий. Самое главное – мы сделали ту модель, которуюсчитаем самой перспективной, школу ступеней: у нас отдельно учатся детидошкольного возраста, в отдельном здании дети младшего школьного возраста,отдельно учатся подростки и отдельно учатся старшие. В среднем между каждымидвумя из них 3 км,и поэтому курсируют автобусы.

Д.И.: Специальные школьные автобусы,которые кого возят?

Е.Р.: Возят детей.

А.К.: С урока на урок?

Е.Р.: Нет, с урока на урок не надо, укаждого ребенка же своя среда. Когда, кстати, меня спрашивают, зачем это надо,тем, кто не очень понимает, я говорю: «Нельзя, чтобы первоклассник идевятиклассник писали в один унитаз», - тогда они начинают понимать. А на самомделе среды должны быть другими. У старших, например, главный элемент среды –это шикарная библиотека, у подростков – это множество мастерских, для младших –игровые пространства и так далее.

А.К.: Теперь я прочитаю все, что хотел,про Ефима Рачевского: известный педагог, директор Центра Образования №548 Царицынской,заслуженный учитель России…

Б.Д.: Уже народный учитель.

А.К.: Уже народный, самый молодойнародный учитель страны, лауреат Премии президента России в областиобразования, член Российского общественного… о, нет, все не буду читать.

Е.Р.: Давайте, не надо все это. Вызнаете, чем я дорожу больше всего?

Д.И.: Я бы очень хотел, чтобы вы проэто рассказали.

Е.Р.: Я дорожу двумя вещами: одно –характеристика того, что я директор школы, которую я очень люблю. Второе – этообщественное и государственное признание, то, что мне присвоили званиенародного учителя.

А.К.: Спасибо вам большое, что пришлина нашу программу. 

См. также:

  • Интервью с Ефимом Рачевским. Часть 1. Часть 2
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).