Одни из самых значимых научных открытий, которые могут определить развитие человечества, происходят сегодня в междисциплинарных областях. Возможно, главной из них является антропология: взаимодействуя с генетиками, археологами и заглядывая в древность, она дает ответы на загадки сегодняшнего дня и предсказывает жизнь человека в будущем. Что общего между современным студентом, с яркой татуировкой на плече, и кочевниками эпохи Великого переселения народов? Или между школьницей с "окольцованным" носом и юношей, обитавшим на территории Германии 6 тысяч лет назад? Какая связь между наступлением эпохи компьютеров и распространением пирсинга? И почему знахари из Уганды оперируют, пренебрегая гигиеной? Об этом "Передовой науке" рассказала доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, палеоантрополог, специалист по древним трепанациям Мария Медникова. Беседовала Ольга Орлова.
Мария Борисовна, ваша книга «Трепанации в древнем мире или культ головы» (М.:Алетейя, 2004) посвящена неожиданному аспекту деятельности древнего человека – самым ранним хирургическим операциям. Как возникло это уникальное направление и где его изучают?
Это новое направление удалось развить в Институте археологии РАН в Лаборатории физической антропологии. У нас небольшой коллектив – три человека. Помимо традиционных вопросов – происхождение древнего населения – мы изучаем образ жизни людей в прошлом: чем болели, как питались и т.д. Но в какой-то момент стало понятно, что помимо биологических аспектов, которые, конечно, необходимо изучать, важно еще и реконструировать социальные аспекты деятельности древнего человека. Все–таки это очень существенно и для современных людей: знать, что было в прошлом, чтобы понимать опасности и перспективы будущего.
И вот выяснилось, что иногда человеческие останки несут следы каких-то необычных манипуляций. Так, когда я столкнулась с самой древней операцией в истории человечества – трепанацией - меня поразило то, что она касалась не рук и ног, а самой сложно устроенной части нашего тела - головы. Впрочем, изначально я встретилась с посмертными трепанациями, которые производились племенами, жившими в Южной Сибири в I тысячелетии до нашей эры, в рамках специфического погребального обряда. Это были представители тагарской – позднее таштыкской культуры.
Когда я стала работать над этой темой, первым моим побуждением было зарисовать и систематизировать найденные необычные вскрытия и узнать, как широко было распространено явление трепанации. Мне, конечно, пришлось привлечь многочисленные зарубежные работы, но тогда методологических исследований в этой области практически не было. (Уже много позже вышла большая коллективная монография, в работе над которой мне тоже удалось поучаствовать). Главная сложность заключалась в том, чтобы понять основной принцип, основную тенденцию, побуждающую древних людей совершать эти операции.
Так какова же она? С какой целью производились трепанации?
Существуют разные точки зрения на этот счет, но надо не забывать, что древние трепанации были прижизненными и посмертными. Что касается посмертных трепанаций, то существует версия о том, что их производили, чтобы обезвредить умершего. Другая версия – чтобы забальзамировать, так как иногда посмертная трепанация была связана с помещением на лице погребальных масок. Еще одна гипотеза: посмертное вскрытие головы – «средство перехода», помогающее покойному благополучно достичь иного мира.
А когда стали делать прижизненные трепанации?
Прижизненные операции очень древние. Самая древняя из известных нам была обнаружена на территории Украины, на левом берегу Днепра в могильнике Васильевка. Там был найден череп мужчины, который жил 10 тысяч лет назад в эпоху мезолита. Ему просверлили отверстие в черепе, и он прожил еще несколько лет. Возможно, операция была проведена для устранения каких-то травматических эффектов. Эта находка была изучена еще в 50-е годы палеопатологом-врачом Д.Г.Рохлиным и антропологом. И.И. Гохманом. Если мы обратимся к зарубежной территории, то в эпоху неолита можно говорить о расцвете трепанирования, даже можно выделить целые центры. И потому говорить о каких-то только лечебных воздействиях уже не приходится. На мой взгляд, здесь играли роль уже религиозные соображения. Так множество трепанированных черепов были найдены на территории современной Германии. И что поражает воображение и не находит до сих пор объяснения, так это то, что 90 % прооперированных выживали и сохраняли дееспособность. Ведь потом наступила эпоха, когда человечество утратило подобные навыки - до изобретения антибиотиков настолько удачно в массовом порядке хирурги не могли трепанировать.
Известно, какими орудиями это делалось?
Да, есть разные техники. Прежде всего - сверление. Изначально – ручное. В частности, в более поздние времена широко использовалось лучковое сверление: натянутой стрелой лука задевают о сверло и приводят его во вращение. Об этом можно прочесть еще у Гиппократа. Потом изобрели специальное орудие – трепан – циркулярную округлую пилу с зубчиками. Это орудие дошло до нашего времени. Конечно, использовались ножи – каменные или из раковин моллюсков. Практиковали и более щадящую технику - выскабливание. Иногда таким способом достигались отверстия колоссальных размеров – в неолитическом могильнике Нордхаузене, датированным около 6 тысяч лет назад был найден череп молодого человека, которому отпилили всю верхнюю часть головы.
Наверное, не в один прием?
Если опираться на сведения о сроках заживления, полученные по клиническим данным, то выясняется, что на протяжении последнего года жизни ему периодически отпиливали и выскабливали верхушку черепа по частям.
Что известно о древней анестезии?
В каких-то случаях, вероятно, древние люди вообще не использовали анестезию. Об этом нам говорят этнографические примеры. В Уганде и в Восточной Кении существует до сих пор племя Кизии, в котором знахари практикуют трепанации в первобытных условиях. Об этом даже был снят документальный фильм – в кадре доктор на банановых листах разложил свои нехитрые инструменты и без анестезии, без дезинфекции, без антисептиков (даже голову пациенту не мыл) провел операцию трепанации.
Однако нельзя утверждать, что древние люди никогда не использовали естественные природные обезболивающие средства. Человечество всю жизнь экспериментировало с растениями. И всегда были известны в данной местности растения, которые способны унять боль.
А с какой целью проводили трепанацию эти современные «лесные хирурги» из племени Кизии?
С разными. Например, чтобы снять постоянную головную боль.
Неужели это лучшее средство от головной боли!?
Да, кто-то думал, что это гильотина, а вот Кизии считают, что это трепанация. Но в целом – с посттравматическими целями.
Что это значит?
Люди же до сих пор очень агрессивны. Если, скажем, один житель племени проломил другому голову, то в некоторых культурах вслед за этим делается трепанация. Вообще трудно говорить о единой мотивации - ведь мы не знаем, почему в одно и то же время одни популяции делали трепанацию, а их соседи – нет. Есть к тому же основания предполагать, что иногда ее делали даже абсолютно здоровым людям, но за какие-то особые заслуги, чтобы выделить или отметить.
Оказывается, трепанация это не только лучшее средство от головной боли, но и лучшая награда?!
Вроде того.
Насколько эти операции были распространены?
В некоторых традиционных культурах это было очень частым явлением. На территории всего Старого света мы знаем около полутора тысяч случаев. И мы должны понимать, что это очень много с учетом редкости и древности находок.
В процентном отношении?
Трудно сказать. Возможно, около 5 процентов в отдельных палеопопуляциях.
Что можно считать палеопопуляцией?
Традиционно палеопопуляцией мы считаем группу людей, связанных родством и общим захоронением ряда поколений. Но все-таки обобщенными данными лучше в таких случаях не оперировать – это уже будет «средняя температура по больнице», поскольку случаи трепанирования распределяются по территории неравномерно.
Что по этому поводу думают коллеги-медики?
В 2000 году в Бирмингеме собрались специалисты по этой проблеме – от нейрохирургов до искусствоведов и поэтов. В широком смысле это междисциплинарная область, в которой сходятся интересы разных ученых. Именно поэтому мне пришлось от фактов, добытых методами палеоантропологии, перейти к обобщениям, использующим материалы, исследованные представителями других научных дисциплин. К примеру, археологический контекст находок дает нам основания судить о том, была ли конкретная трепанация лечебной или ритуальной. Если говорить о территории Англии и Германии, там находят ритуальные депозиты – склады особых ценных вещей, свидетельствующие о жертвоприношении. Обычно это были изделия из бронзы, украшения, топоры, которые помещались в ямку на хранение. Так вот уже есть несколько случаев, когда в подобных депозитах были найдены и человеческие трепанированные черепа. Допустим, лежали отдельно череп свиньи и трепанированный череп человека.
О чем говорят подобные находки?
Скорее всего, о неведомом нам ритуале, связанном с культом головы или черепа. Вряд ли в этом случае делали трепанацию с целью излечить человека от какого-то недуга. Тот же самый череп из Нордхаузена, о котором я уже упоминала, тоже был найден без скелета – отдельно голова на каменной подушке. А если еще учесть, что это разнится с принятой в данной культуре погребальным обрядом… Мы понимаем, что разговор о культовых действиях вполне уместен. И здесь стоит сказать о неизгладимых знаках. Дело в том, что встречаются еще и поверхностные трепанации – так называемые символические (это термин). В этом случае отверстия не проходили насквозь и выглядели как глубокие шрамы или разновидность татуировки. Человек в таких случаях выступал как носитель текста или, скорее всего, как член определенного сообщества. Подобные знаки наносили в момент посвящения. Допустим, при вступлении союз охотников, в момент вступления в брак или в знак траура. Люди, отмеченные таким образом, выступают как живое письмо. Это было широко распространено – начиная с палеолита. Даже в средневековых антропологических материалах были обнаружены подобные случаи. А вот в летописях нет упоминания об этом, что странно…
Но именно на черепах кочевников эпохи Великого переселения народов - когда из глубин Азии двинулись невиданные толпы в Европу - было обнаружено в области лба множество знаков.
На чем основано подобное искусство?
Я думаю, что это глубинные архетипические представления о том, что, меняя что-то в своем теле, человек может изменить природу, космос. Возможно, представление о том, что вся сущность мира заключена в нас самих, это единственное представление которое нам дано, чтобы сохраниться. Это и есть первичное религиозное представление людей. Здесь необходимо привлекать и филологические работы. Вот у Лотмана есть очень важная работа о противопоставлении письменной и дописьменной культур. Большая часть нашей культуры была дописьменной, основанной на системе знаков и символов. А это уже другой тип мышления. Типы мышления дописьменной и письменной культур контрастируют и противоречат друг другу. На многих территориях доминировали мнемонические знаки до того момента, когда распространилась письменность. И очевидно не случайно, что эти знаки исчезают в тот период, когда возрастает грамотность.
А с чем, на ваш взгляд, связан интерес современных людей к пирсингу и татуировкам?
С ослаблением письменной культуры. Возможно, во многом, это произошло благодаря появлению компьютеров. В каком-то смысле компьютеры вернули нас к мнемонической традиции.