будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Май 18, 2025
Наука

Украина: между нами и не-нами

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0» - совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор РГГУ Алексей Миллер. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Анатолий Кузичев: Как обычно, в это время я, Анатолий Кузичев, счастлив приветствовать в студии радиостанции «Вести FM» ведущих этой программы Дмитрия Ицковича и Бориса Долгина. Наш сегодняшний гость – Алексей Миллер, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН и профессор РГГУ. Но прежде чем мы начнем беседу, давайте договоримся о терминах. Идентичность – отнесение себя к некоторой группе. У каждого человека присутствует множество идентичностей, выстраивающихся в иерархию и создающих его собственную идентификацию. Нация – сообщество людей, обладающих общим гражданством, правами и обязанностями, приверженная своему государству. Империя – политическое образование, заведомо ориентированное на управление разнородными группами подданных и не стремящееся их всех унифицировать - в отличие от национального государства. Патриотизм – приверженность к своему: ценностям, дому, стране. Патриотизм может быть основан и на ненависти к чужому, но далеко не во всех случаях. Точно так же он может быть связан с национализмом, а может и не быть с ним связан. Итак, как догадались наши проницательные слушатели, а большинство наших слушателей именно таковы, мы сегодня будем говорить об истории, о трактовках истории.

Дмитрий Ицкович: Не совсем об истории. Алексей Миллер – крупнейший специалист по империи и постимперским пространствам, по Российской Империи. Это самый сейчас известный историк в области русско-украинских отношений, и вообще он очень много знает об окраинах Российской Империи. Мы хотим поговорить про Украину и Россию, но не с точки зрения тезки Алексея Миллера из Газпрома, а с точки зрения нашего общего происхождения. О том, есть ли сегодня Украина, где она, и где проходит граница. Мы распечатали из Интернета скандальное стихотворение Иосифа Бродского, поэта свободного и свободолюбивого, с известной диссидентской биографией, которое называется «На независимость Украины. Свободный поэт о свободном народе». Я приведу только последнее четверостишие:

С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,

Только когда придет и вам помирать, бугаи,

Будете вы хрипеть, царапая край матраса,

Строчки из Александра, а не брехню Тараса.

Он обращается к украинцу просто как к однокласснику, к человеку, который имеет с ним абсолютно одинаковые культурные коды.

Борис Долгин: Уверенный, что хотя всех на Украине учили Шевченко, точно так же как всех в Союзе учили на поэзии и прозе Пушкина, все равно украинец будет произносить из Александра, а не из Тараса.

Д.И.: Вопрос первый. Где происходит этот разлом между нами и не-нами. Как украинцы становятся не-нами.

Б.Д.: И становятся ли?

А.М.: Во-первых, некоторые украинцы были не-мы очень давно, сколько они себя помнят. Россия для них – это чужая, враждебная и давящая сила. Эти люди жили, например, в Западной Украине и не были под СССР. Там сформировался определенный тип украинца, для которого эта идея общности абсолютно чужда. Если смотреть с исторической точки зрения, это враждебное отношение к России возникло недавно – в конце 19-го и в первой половине 20-го века. До 80-х гг. 19-го века основная масса тех, кто потом станет украинцами, кто живет во Львове, например, назывались русинами. Многие из них очень симпатизировали Москве, некоторые даже переезжали в Империю.

Д.И.:В двух словах справку про русинов, пожалуйста.

А.М.: Понятие украинец в современном значении очень новое. Оно было замыслено и возникло в середине 19-го века.

Д.И.: Раз замыслено, значит, это был культурный проект?

А.М.: Да. А общеупотребимым понятие «украинец» стало только в 20-м веке. Люди, которые называли себя украинцами, имели в виду небольшой регион вокруг Киева. Рядом были гетманьцы, была слобожанская часть. И все это были небольшие региональные названия. Украина как имя для замысленной большой нации – это плод усилий первого поколения украинских интеллигентов. Любой проект может быть успешен или не успешен еще и по тому, что он предлагает. Когда мы говорим об интеллигенции на Украине, у некоторых родным может быть даже русский язык. Я знаю массу людей, которые пользуются и русским, и украинским вполне уверено. Есть ли у них сильная ностальгия по советскому времени? Ответ – нет. Среди прочего потому, что если сегодня они сидят в Киеве и работают в Украинской Академии Наук, то им уже не надо ехать в Москву, как это было при советской власти, и получать разрешение на заграничную командировку. В качестве самостоятельной украинской элиты у них гораздо выше шансы на международные контакты и т. д.

Д.И.: А это, как мне кажется, к улучшению качества людей не приводит.

А.М.: Приводит. Помимо названных вами мест работы я уже 17 лет преподаю в Центрально-Европейском Университете в Будапеште, где среди моих студентов «всякой твари по паре». И из России, и с Украины, и из Белоруссии. Я наблюдаю за качеством украинских студентов и вижу, что оно никак не хуже качества российских студентов, а потихонечку становится выше. Чтобы провести семинар в сегодняшнем Киеве, мне надо думать только о том, есть ли у меня на это деньги, визы туда не нужны, перемещение свободное. А в Москве я думаю о том, как я буду оформлять приглашения моим иностранным участникам.

А.К.: Разве это проблема?

А.М.: Это очень большая организационная проблема. 8-9 лет назад я должен был на бланке института написать приглашение для иностранного ученого и отправить его по почте. С ним он шел в наше посольство и получал визу. А теперь я не могу этого сделать. Теперь институт должен запрашивать структуры то ли МИДа, то ли ОВИРа, то ли еще чего-то. И все это отнимает два месяца и много часов хождений.

А.К.: Ужесточилось законодательство?

А.М.: Да, причем в крайне глупом виде. Потому что ученые, которые приезжают в РАН, не составляют группы, которой надо опасаться как представителей нелегальной иммиграции.

А.К.: Давайте абстрагируемся от того, что уже сказано, пойдем по другому пути. Представьте себе две школы, существующие параллельно: украинскую и русскую.

Б.Д.: Украинскую и российскую или украинскую и русскую?

А.К.: Украинскую в Киеве и российскую в Москве. Приходит в украинскую школу девочка, а в российскую мальчик, начинается синхронный урок истории, который ведут преподаватели Шматко и Кузнецов. Я хочу понять те точки, через которые можно понять разницу преподавания истории в этих двух школах, две или три точки.

А.М.: Таких точек очень много. Киев – это «наше украинское государство». Это будет сказано в Киеве. А у нас Киев будет «матерью городов русских». Мазепа будет в одном случае героем, в другом - предателем, хотя и то, и то - неправда. Вообще все то, о чем я говорю, неправда в обоих предлагаемых вариантах. Дальше в Киеве расскажут о том, как свирепо царизм подавил автономию гетманьшины, а в Москве об этом просто не расскажут вообще. О 19-м веке опять ничего не скажут, а в украинской школе скажут о том, как Империя запретила украинский язык, что будет правдой только отчасти. Дальше на Украине будет очень подробный рассказ про освободительную борьбу украинцев после Первой Мировой Войны. И там будут герои сражений, про которых у нас никто ничего не знает. Будет, кстати, еще и великая битва под Конотопом, в которой казаки разбили дворянскую русскую конницу, что действительно было. У нас этого не будет. Дальше будет рассказ про геноцид украинского народа во время голода 32-33-го года. А в Москве будут о голоде будут говорить, что все умирали. Дальше будет Вторая Мировая и бандеровцы, которые будут очень плохими в Москве, - стреляли в спину русскому солдату. И они будут очень хорошими в киевском случае, поскольку будут стрелять в лоб нквдэшнику. Будет рассказано и про то, сколько всего там натворили нквдэшники. И так далее. Тут не две точки.

Д.И.: Алексей все время говорит, что и то, и другое неправда, и понятно, что неправда. А возможно ли написать правду, которая была бы правдой для всех?

А.М.: Во-первых, не так уж важно, правда или неправда. В чем задача этих рассказов? Если она в том, чтобы сформировать образ враждебного другого...

А.К.: То модель вполне эффективная. Так и надо.

А.М.:А зачем формировать образ враждебного соседа?

А.К.: Не знаю. Может, чтобы сбить цену на газ?

А.М.: Ни тому, ни другому это не надо. Есть давнее убеждение, что формирование патриотизма происходит через нагнетание враждебности к кому-то вовне.

Д.И.: Есть старая маркетинговая идея, что выстроиться против всегда проще, чем выстроиться в пустом пространстве.

А.М.: Это слишком примитивная идея. Обрати внимание, если ты идешь такими примитивными ходами, у тебя внутри страны начинают возникать проблемы. Если ты говоришь, что бандеровцы - герои, у тебя в самой Украине начинают выходить на улицы ветераны войны, которые говорят: «А мы тогда кто?» Оказывается, что это не работает. Можно придумать массу других подходов, которые позволили бы ветеранам УПА и ветеранам Красной Армии относиться друг к другу без враждебности. Ветераны Красной Армии могут относиться без враждебности к солдатам Вермахта?

А.К.: Нет.

А.М.: Могут. Они сейчас встречаются и обсуждают.

А.К.: Я видел это по телевизору, но не верю, что так бывает. Даже у меня клокочет ненависть, а как же у этих людей?

А.М.: К кому? К немцу?

А.К.: К фашисту с оружием.

А.М.: А где вы его видели?

А.К.: В кино, как и вы. У нас до сих пор на белых и красных делятся.

А.М.: Заметили, что произошло с нашим делением на белых и красных? Потихоньку стали закапывать эту яму.

А.К.: Но осталось же.

Б.Д.: И те, и те как бы «наши».

А.М.: Оно постепенно закапывается. И те и те как бы наши. И у тех, и у тех есть какая-то своя правда. Она не обязательно абсолютная, но своя.

Б.Д.: Не обязательно выходить друг на друга с дубиной: «Я потомок красного командира - А я потомок белого».

Д.И.: Есть места, где эта своя правда не может быть до конца сложена, - это места святости. Места, где кто-то признается абсолютным героем. Причем не обязательно в религиозном смысле, но в гражданско-доблестном. Кто главный герой: Деникин и Колчак или Чапаев?

А.М.: Ни тот, ни другой не являются абсолютными героями, и никто их таковыми не делает. В таких случаях самый трудный вопрос: что делать с палачами, с преступниками. Между белыми и красными можно засыпать ров. Это было так давно. А между зэка и вохровцами как его закопать? Как рассуждать, что «мы вам прощаем»? Кто ты такой, чтобы прощать? Ты сидел в этом Норильске? Нет. Прощать может тот, кто там сидел. Как никто не может прощать эсэсовцев в лагерях. Прощать могут те, кто там сидел. Поскольку все погибли, прощения никогда не будет. Тогда есть техника, которая очень важна и для преподавания истории. Это техника забывания. Потому что очень важно уметь забывать. Какие-то вещи очень важно помещать в резервуар времени, чтобы потом к ним возвращаться.

Б.Д.: То есть не скрывать факты, не замалчивать, а не развивать ненависти с их помощью.

А.М.: Именно.

А.К.: Учитывая, что на экранах идут одновременно фильмы «Офицеры» и «Господа офицеры». Первый – наш старый фильм, второй – про белых аристократов.

Б.Д.: Они уже немного вдали. Мы можем им очень сочувствовать по-человечески, но вряд ли сейчас кто-то смотрит «Офицеров» и думает: «диктатура пролетариата – это именно то, за что...». Все совсем иначе.

А.К.: Думаю, парень смотрит и думает: «Я хочу быть мужчиной».

А.М.: Вы упомянули важный момент. До сих пор философия преподавания истории в школе заключается в том, что оно нацелено на воспитание хорошего солдата. Это было и в 19-ом, и в 20-м веке. До этого армии были наемные, и не было необходимости в массовой армии, а потому не требовалось и воспитывать хороших солдат. Начиная с Наполеона, все поняли, что массовая армия – это круто. Выигрывать войны будут именно те, кто сможет их мобилизовать. Отсюда начались эти прусские учителя, которые выигрывали битвы вместо Бисмарка.

А.К.: То есть концепция преподавания истории сформирована под эту задачу? И скажи поподробнее о прусских учителях.

Б.Д.: Просто можно процитировать фразу полностью.

А.М.: Бисмарк говорил, что победу над французами в войне 1870-го года «одержал, прежде всего, прусский учитель истории».

Б.Д.: Он сформировал германскость.

А.М.: И это мощная традиция, которую мы до сих пор чувствуем. У нас есть патриотическое кино, оно обязательно про войну. А кино про историю – это то, как наши предки воевали и как они побеждали. И – обязательно - какими идеально хорошими они были, когда побеждали. А теперь давайте подумаем – может, мы готовимся к прошлой войне? Потому что массовых армий уже нет. Сколько можно с помощью истории воспитывать солдата? Может быть, начнем воспитывать кого-нибудь другого?

Б.Д.: И патриотизм не только и не столько военный.

А.К.: А какой еще есть патриотизм?

А.М.: Патриотизм – это очень просто. Моей дочке шесть лет, она еще никакой истории не училась. Пару раз мы ей купили флажок, и она отлично идентифицирует российский триколор. Когда я смотрю футбол, она всегда спрашивает, в какой форме играют наши. Она любит своих друзей по детскому садику, бабушку с дедушкой, лес на даче. Очень ценит, когда все вокруг говорят по-русски, потому что знает, как бывает иначе. Какого еще вам надо патриотизма? Она в шесть лет, еще не будучи обработана в школе этим историческим патриотизмом, уже имеет патриотизм.

А.К.: В чем мысль? В том, что истории вообще до какого-то возраста не надо учить?

А.М.: Мысль в том, что обучение истории должно преследовать совсем другую задачу. У нас какие проблемы сегодня? Проблемы в том, почему люди не демонстрируют желания и способностей к самоорганизации, к ответственному гражданству, к модерному поведению? Этому можно учить. Терпимость. У нас скинхеды ходят по улицам и на стадионах поднимают плакаты: «С днем рождения, дедушка Гитлер»!

А.К.: Там Гитлера не было, была свастика. Но это омерзительно. Есть на земле пример правильного, с твоей точки зрения, преподавания истории?

А.М.: Безусловно, положительный опыт есть.

А.К.: Где он?

А.М.: Европа. Там сделано несколько важных вещей. Идеального нет и быть не может. Но есть движение в очень продуктивном направлении. Что происходит в Европе?

А.К.: Вы же упоминали про скинхедов. А там эти марши регулярно происходят. Не влияет, что ли?

А.М.: Влияет. Там есть сдвиг в сторону исторической антропологии. В учебниках рассказывают о том, как жили люди, как была устроена семья, город, деревенская или городская коммуна.

Б.Д.: Как были устроены представления человека.

А.М.: Да, и что было в суде. Все знают, что в наших школьных учебниках практически ничего этого нет.

А.К.: Это концепция истории не государства, а людей.

А.М.: Да. Далее. История конфликта рассказывается как история конфликта двух сторон, на которых смотрят сбоку или сверху. История франко-немецкой вражды, а эта вражда многовековая, рассказывается в этих учебниках так, что «это было и, в общем-то, довольно глупо».

А.К.: Это вообще никак не окрашено эмоционально?

А.М.: Это можно очень сильно окрасить эмоционально. Но не через то, что мы очень радуемся, когда наш русский витязь замочил ихнего тевтонского. Можно окрасить это пониманием, что война – это чудовищное время, в котором плохо всем. Рассказывать не про триумф того, кто только что воткнул меч в поверженного врага, а про чудовищные страдания людей, которые сгорают заживо в городах, того же солдата, который мучается в этом окопе. Как Виктор Астафьев рассказывает про войну. Как вы рассказываете историю революции и гражданской войны? Вы можете пытаться выяснить, кто прав. А можете сказать: «Ребята, это была чудовищная трагедия».

А.К.: А если завтра война?

А.М.: Замечательный вопрос. Во-первых, я вас успокою. Если завтра война, все будет быстро и небольно. Неизвестно, кто кого, но как вы сами понимаете, никаких массовых армий в современной войне не будет. Поэтому я и говорил, что мы готовимся к прошлой войне. Во-вторых, если завтра война, и в Рязань или в Москву входят какие-то оккупационные солдаты, то я вас уверяю, что люди будут с ними бороться не потому, что их в школе учили патриотизму.

А.К.: А почему?

А.М.: Вспомните Вторую мировую. Вы же не думаете, что люди защищали Сталина? Они ненавидели советскую власть и правильно делали. Некоторые из них были даже готовы с интересом посмотреть, что будут делать немцы. Но они увидели, кто пришел, окрысились, и началась настоящая борьба. Она была Отечественной не потому, что товарищ Сталин начал говорить про братьев и сестер, а потому что люди поняли - они воюют за жизнь своего народа и своей страны.

А.К.: То есть фактически вопреки учителю истории.

А.М.: Конечно. Вопреки советскому учителю истории, «белогвардейская сволочь» готова была идти в партизаны. И какой-то пораженец в правах, потому что у него папа был купцом третей гильдии, шел в те же самые окопы. Поэтому люди, которые бьют себя в грудь и кричат, что нам нужно патриотическое воспитание, а то мы проиграем следующую войну, на самом деле под флагом этого патриотического воспитания занимаются политической демагогией.

А.К.: Значит, вообще не нужно патриотическое воспитание?

А.М.: Оно может быть другим.

Д.И.: То, что ты рассказывал про знание своего рода, про то, как люди одевались и жили, что они ели, как называлась эта речка 500 лет назад, это разве не патриотическое воспитание?

А.К.: Но ведь война – это высшее проявление героизма и патриотизма народа. Пусть даже вопреки советскому учителю, власти и Сталину. Не то, как люди одевались, не то, как огородник великолепно вырастил тыкву. Это тоже патриотизм, но разве на таких примерах можно что-то воспитать?

А.М.: В повседневной жизни есть героические люди, которые с большим ущербом для себя боролись, например, против господствовавшего в обществе убеждения, что владеть рабами – хорошо. Их сажали в тюрьмы, они рвали родственные связи. Был Томас Мор, который почему-то взял и не подписал одну бумажку, за что ему отрубили голову. Тоже, между прочим, героизм. А война – это резервуар не только героизма. Еще и подлости, трусости. Много-много всего. Можно рассказывать про героизм Матросова. В чем для меня он герой? Не в том, что он убил этого немца, а в том, что он собой пожертвовал и спас два десятка человек. Соответственно, это способность к самопожертвованию во имя спасения товарищей. Это один из примеров патриотизма, где нет агрессии.

Д.И.: У нас недавно был разговор с Арсением Рогинским, руководителем «Мемориала». Мы говорили про репрессии, считали жертвы, и нам пришло в голову, что проблема в отсутствии героев репрессий. Палачи есть, жертвы есть, а героев нет. А потом мы поняли, что герои есть. Точно герои, например, тысячи новомучеников, у которых были понятные убеждения, за которые они понятным образом отдали жизнь, не совершив подлости и предательства.

А.М.: Тут есть вот какая трагическая правда. Надо понимать, что есть такие ужасные стороны человеческой истории, что мы не можем осмыслить всю эту правду. И слава Богу! В качестве резюме я скажу вот что. В истории надо учить одной вещи: различать добро и зло, испытывать терпимость по отношению к другим людям и учить продуктивному социальному поведению. Если мы это сможем преподавать, это будет заметно более прагматичной задачей, чем существующие сейчас.

Б.Д.: И мы не будем создавать себе врагов.

Д.И.: Ты готов написать исторический учебник, который будет этому учить? Это будет учебник для детей русских и украинских.

А.М.: Мы с Георгием Касьяновым, моим коллегой из Киева, записываем диалоги, которые на «Полит.ру» публикуются. Потом будет книжка. Мы смотрим на то, как в России и в Украине пишут историю русско-украинских отношений, и пытаемся объяснить, что можно иначе.

Д.И.: Я согласен. Вопрос в том, кто сделает иначе. Мы знаем успешные примеры. Как «закопали» южно-северную американскую войну. Они же как-то живут вместе.

А.М.: Я написал книжку про то, какова была политика Российской Империи в отношении украинского национального движения в 19-м веке. Я тебя уверяю, что там нет никаких исторических фальсификаций. Что нашел, то написал. Эту книжку ты можешь дать почитать и украинцу, и русскому. И она у обоих не вызовет ощущения, что это лажа и что надо кого-то мочить.

Д.И.: Спасибо большое.

А.К.: Большое спасибо. Дмитрий Ицкович, Борис Долгин и Анатолий Кузичев беседовали сегодня с Алексеем Миллером.

См. также:

  • «Наука 2.0» с Сергеем Градировским. Миграция в России
  • "Россия-Украина: как пишется история. Часть 3. От Хмельницкого до Мазепы" - дискуссия историков Алексея Миллера и Георгия Касьянова
  • Беседа Алексея Миллера и Георгия Касьянова. Часть 1. Голодомор, Часть 2. Вторая мировая война
  • Обращение Международного Общества «Мемориал». О «национальных образах прошлого»
  • Лекция Георгия Касьянова. Национализация истории в Украине
  • Алексей Миллер. Понятие "нация" и "народность" в России XIX века
  • Алексей Миллер. «Историческая политика» в Восточной Европе: плоды вовлеченного наблюдения
  • Алексей Миллер. Дебаты о нации в современной России
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).