Региональные университеты в научной и образовательной жизни России традиционно играли периферийную роль – в буквальном и переносном смысле. Получать образование молодежь издревле стремилась в крупные культурные и промышленные центры. Однако западный и, прежде всего, американский опыт показывает, что университеты, принадлежащие конкретному административному округу (штату) могут быть вполне конкурентноспособными по отношению к столичным высшим учебным заведениям. Наши же местные университеты можно «поднять» только при решении вопроса: как из финансовой обузы превратить их в источник инновационного развития региона? Одну из перспектив в этом смысле открывает для региональных университетов создание технопарков. Об этом Ольге Орловой рассказал Президент РАЕН, ректор Губернаторского университета « Дубна», профессор Олег Леонидович Кузнецов.
Олег Леонидович, как бы вы описали основные параметры и задачи технопарка?
Я думаю, что технопарк – это территория со специализированными помещениями и инфраструктурой (дорогами, связью и пр.), на которой размещены малые и средние компании, занимающиеся производством интеллектуального продукта. Они доводят до коммерческой реализации результаты научных исследований, полученные в университете или в институте. Технопарк не должен принадлежать государству, а должен быть основан на интересах бизнес- и научного сообщества.
Где вы видели образцы технопарков?
Прекрасные технопарки я видел в Китае, в Японии, Голландии, Швеции. Вообще в большинстве стран Юго-Восточной Азии и Европы технопарки давно работают, и везде они и территориально и структурно связаны с университетами.
Какова, на ваш взгляд, роль университетов в создании технопарков в России?
Если говорить о перспективах наукоградского движения, то университеты здесь играют ключевую роль. Базовыми центрами для таких технопарков могут стать профильные – или то, что раньше называлось отраслевые университетами, вроде Академии нефти и газа или МАИ (Московский авиационный университет). Но не меньшую роль будут играть и региональные университеты - такие, как наш.
Но участие в таких проектах требует серьезных средств, а региональные университеты пока не располагают возможностями целевого финансирования научных исследований.
Да, несмотря на то что нас финансирует администрация Московской области и ее губернатор Борис Громов является председателем попечительского совета нашего университета, очевидно, что с МГУ мы конкурировать не можем. Академик Виктор Антонович Садовничий недавно сообщил, что МГУ потратил несколько десятков миллионов долларов, чтобы закупить десять уникальных приборов для разных факультетов. Для Дубны это пока непозволительная роскошь, поскольку мы получаем небольшие гранты от Министерства науки или Министерства промышленности. Именно поэтому приходится искать свои ниши, чтобы развиваться за счет инвестиций из частного сектора. У нас нет другого выхода. Для этого создали для этого мощные кафедры, собравшие вокруг себя интеллектуальные силы, которые ведут разработки для бизнес-структур. Так, к примеру, соучредителями исследовательской кафедры общей и прикладной геофизики являются крупные компании «Тюменьнефтегеофизик», НИИ «АТОЛЛ», группа компаний «ТРАСТ», НИИ Госсистем. Таким образом, получился симбиоз людей, которые работают в разведочной геофизике и ведут полевые исследования в Сибири. Каждый день со студентами встречаются специалисты, которые создают технику для морских исследований и для других отраслей промышленности. Наши студенты на самом деле проходят реальные производственные практики. Это очень трудно обеспечить при традиционном процессе обучения в высшей школе. Во многих университетах этого большая редкость. Практики строятся иерархическим способом. Сначала это легкие геологические экспедиции в Крыму, потом работы на специальном геофизическом полигоне в Калужской области, а на 3-м курсе студенты уже попадают на реальные геолого-разведочные работы в Западной Сибири, где они работают на современных сейсмических станциях и решают конкретные задачи.
То есть - построена конкретная схема интеграции образования, науки производства?
Да, это естественное следствие технопарковой модели взаимодействия всех сфер. В том и заключается идея технопарка как инкубатора технологий, чтобы выстроить путь из некоей заповедной зоны, территории, где творцы погружены в благоприятную среду, к реальной экономике и производству.
Способствует ли создание технопарков решению проблемы «утечки мозгов»?
Очевидно, что университет – кадровый источник для фирм, которые будут заниматься технологическими разработками, внедрением, то есть тем, что связано реализацией научной идеи. Но не совсем ясно, как удерживать исследовательскую базу, как сделать так, чтобы молодые ученые не проголосовали ногами. Один из способов воспрепятствовать утечке я вижу таким: целесообразно наукоградским университетам выделять небольшую бюджетную составляющую, предназначенную для научных исследований, аналогично тем, что поддерживали НИЧ (научно-исследовательскую часть) в Физтехе, в МГУ. Ученые получали бы в них небольшие гарантированные деньги с добавлением денег, вырученных за промышленную реализацию их проектов, разработанных в НИЧ.
При этом имеются в виду научные коллективы, а не один ученый?
Сейчас в науке одиночка мало что может сделать. Разве что книгу хорошую написать… Огромная ставка должна так же делаться на союз университетского сообщества с малым и средним бизнесом. Нам без корпоративных структур бизнеса ничего в стране не поднять, в том числе - и науку. Особенно, если учесть, что в России сейчас около 67 процентов населения работает в сфере оказания услуг, то есть по этому показателю мы почти приблизились к Германии. Но это нормально, наукой и не должно заниматься большинство населения.
Как в дубнинском проекте технопарка прописано участие вашего университета?
Первое помещение нашего технопарка расположено на территории НИИ «АТОЛ», где университету принадлежит половина этажа с лабораториями. Силами наших профессоров там будет создаваться новая геофизическая техника. Мы договорились, что будем оснащать эти лаборатории нашими технологиями. Там проходит и обучение студентов, и там же создается новая техника.
Выгодно ли местным властям участвовать в создании технопарка?
Без реальной поддержки местных властей это вообще не осуществимо. И я думаю, что для каждого города – это и большая честь, и определенная прибыль. Ведь местные власти в результате получают территорию, где создаются новые рабочие места, откуда соберутся дополнительные налоги. И в нашем случае от администрации Дубны очень многое зависит в этом проекте.
Есть ли примеры, когда при создании наукограда потребовалось создание университета?
Сейчас хороший университет создан в городе Королеве Московской области. Аналоги возникают там, где развита наукоемкая промышленность. В этом случае университет оказывается окруженным молодежными бизнес-центрами, которые занимаются созданиями современных программных продуктов. Так одна из наших университетских компаний в Дубне совместно с ОИЯИ занимается разработкой новой весьма наукоемкой информационной системы «Грид»; они развивают и продают то, что оказалось уже готово к использованию. Я не хочу сказать, что региональные университеты – пионеры этого движения. Но на самом деле уже сегодня они - локальные очаги фундаментальной науки, инициаторы прикладных исследований и некоторых культурных процессов. Это триединство очень важно, потому что в России партнерство науки, культуры и образования должно быть главным на ближайшее время. Эти три сферы в эпоху перемен на долгое время оказались брошены на произвол судьбы, а теперь по одиночке им не выжить. И региональные университеты стали точками пересечения этих областей. Так, во всяком случае, происходит в Дубне.