будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
филология фольклор публичные лекции Книга. Знание
Июнь 30, 2025
Наука
Демина Наталия

#ЗНАТЬ. «Я с детства любил сказки»

#ЗНАТЬ. «Я с детства любил сказки»
Sergey-Neklyudov1
Сергей Неклюдов: "Мифологический компонент присущ человеческому сознанию всегда и везде". Источник: Фото: Постнаука

О предстоящей лекции и о пути в науку мы поговорили с Сергеем Юрьевичем Неклюдовым – профессором, доктором филологических наук, научным руководителем Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, заведующим лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.

15 ноября состоится ваша лекция на фестивале лекций «Полит.ру» «#ЗНАТЬ». Какому кругу вопросов она будет посвящена?

Лекция будет посвящена мифу и мифологии. Данные понятия часто употребляются и в бытовой речи, и в политическом дискурсе, и в науке, естественно, тоже. Однако употребление этих слов в политическом дискурсе и в бытовой речи не только не совпадает с их научным значением, но прямо противоположно им. Первая цель лекции – объяснить, каково научное, терминологическое содержание данных понятий. Что такое миф? Что такое мифология?

Далее имеет смысл побеседовать о том, как различаются мифологии, отраженные в книжных текстах, и мифологии в живой фольклорной традиции. Что такое «низшая» мифология, имеющая непосредственное отношение к повседневной жизни человека и связанная с представлениями о окружающей его действительности. И что такое мифологии «высшие», мифологии «космического масштаба», события которых удалены во времени, в бесконечно давнее прошлое и не имеют прямого воздействия на актуальную современность.

В ходе лекции я собираюсь затронуть и ряд других вопросов, связанных с тем, как изучать весь этот материал и что он собой представляет. В чем заключаются общие и специфические черты мифологических традиций? Что такое мифологические модели и мифологическое сознание? И объяснить целый ряд понятий, которыми пользуются ученые при исследовании мифа: мифологический текст, мифологический сюжет, мифологический мотив, мифологические представления и так далее.

Почему вы заинтересовались этой темой?

Как и большинство людей в возрасте 20 лет, выбирающих область своих будущих занятий, я, будучи в начале 60-х годов студентом МГУ, искал подходящий для себя спецкурс, который соответствовал бы моим интересам. И удачно попал на спецкурс нашего замечательного фольклориста Елеазара Моисеевича Мелетинского. Это решило дело. Почему я пошел именно к нему?

Елеазар Мелетинский (1918-2005)

Есть вещи довольно случайные. Научных интересов в точном смысле слова у меня в тот момент не было. Я думаю, у большинства молодых людей, на третьем курсе обучения выбирающих специализацию, дело не идет дальше того, на какую тему писать курсовую работу. В крайнем случае, дипломную. Вообще, тогда я совершенно не думал, что посвящу этому жизнь. Четких намерений отдать все свое время науке у меня в тот момент не было.

Но я с детства любил сказки, как многие, увлекался мифологией Древней Греции, с удовольствием читал пересказы русских былин. Я знаю людей, которые не любят такого рода чтения. Мне же оно, напротив, было приятно. Соответственно, когда речь идет о том материале, который тебе приятен, то им вроде бы и заняться стоит. А интерес в области теоретической фольклористики появился позднее, хотя еще во время учебы в университете, прежде всего, при прослушивания спецкурсов Елеазара Моисеевича.

Сперва это были занятия фольклором вообще, потом произошло углубление в некоторые более специальные области. Поначалу я стал заниматься русской былиной – в сравнительном плане, затем русской сказкой – уже вместе с Елеазаром Моисеевичем и двумя другими молодыми коллегами, Еленой Новик и Дмитрием Сегалом. Потом по совету Елеазара Моисеевича обратился к изучению монгольского эпоса и в результате почти всю жизнь занимался фольклором и традиционной культурой монгольских народов.

Мифология как таковая стала для меня предметом специальных занятий гораздо позже, в середине 70-х, когда готовилась двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира». Мне предложили написать статьи по мифологии монгольских народов. Я думал уделить этому месяца два, но дело затянулось на многие годы. И, собственно, именно на этом материале у меня сложились определенные теоретические представления о мифологии вообще.

В 70-е годы я ездил в монгольские экспедиции, записывал, публиковал и изучал монгольский эпос, ему были посвящены моя кандидатская и докторская диссертации. Эти экспедиции возобновились уже в 2000-ые годы, что способствовало возвращению к занятиям монгольской мифологией, построенным на изучении живой традиции.

Наконец, еще одна причина занятий мифологией состоит в том, что в РГГУ я читаю курс общей фольклористики, в котором, естественно, важное место занимает и мифология. Студентам, которые приходят меня слушать, эти предметы нужны для повышения общей филологической культуры. Однако 6 лет назад мы открыли еще и магистратуру по фольклористике и мифологии, где знания этих предметов нужны уже в гораздо более специальном и углубленном виде.

Можно ли говорить о мифологии в сознании современных россиян? Когда вы читаете газеты, смотрите телевизор, просматриваете социальные сети, анализируете ли взаимодействие людей в плане современной мифологии? Или о мифологии можно говорить только по прошествии скольких то лет?

Судя по всему, мифологический компонент присущ человеческому сознанию всегда и везде – обусловленный одним из способов формирования картины мира, осмысления времени и пространства, осознания своего места на земле, своей принадлежности к тому или иному сообществу и взаимоотношений между людьми, решения вопросов о происхождения вещей и явлений и т.д.

Наряду с этим формируется рационально-логический познавательный аппарат, с помощью которого мы получаем то, что называется научным знанием. Если мифологическое сознание, по-видимому, является для человека базовым, имеющим опору в психофизиологической природе человека, то технологиям рационально-логического познания надо специально учиться. Это делают далеко не все, и уж тем более далеко не в полной мере, довольствуясь первичным механизмом познания, т.е. мифологическим.

Наука в точном смысле этого слова – удел немногих, да и не нужно, чтобы это было уделом многих. Это довольно специальная деятельность, предполагающая очень специализированную настройку познавательного аппарата и выработку особой дисциплины умственной деятельности.

В обыденной жизни человек вполне довольствуется конечным продуктом науки. Интеллектуальная зрелость общества определяется его способностью пользоваться им, и нельзя сказать, чтобы оно всегда обходилось с этим продуктом достаточно рационально. Научное знание предлагает современным людям огромное количество разных эпистемологических новаций, относящихся к космосу, к окружающей нас природе, к обществу и к отдельному человеку, но сплошь да рядом эти новации обрабатываются аппаратом еще вполне мифологического сознания.

Мои наблюдения, не только экспедиционные монгольские, но и отечественные, наталкивают на мысль, что картина мира нашего современника в большой степени строится по мифологическим моделям. Например, на базовой оппозиции «свое – чужое», используемой для осознания своей этнической, социальной, конфессиональной идентификации, с соответствующим распределением «положительных» и «отрицательных» качеств. Это очень хорошо прослеживается в политике и в идеологии.

А можно ли говорить о некоем нормальном уровне распространения мифологии? Сейчас много говорят о том, что в России наступает мракобесие, что наука сдает свои позиции…

Как вам сказать. Я не знаю, насколько тут можно говорить о норме. Никакой нормы здесь не существует. Если речь идет о некой пропорции знания рационально-логического и знания мифологического, то она в разные исторически эпохи сильно меняется. При этом даже нельзя сказать, что чем дальше мы продвигаемся на пути научно-технического прогресса, тем сильнее устанавливается господство разума. Это отнюдь не так. Как я говорил, наука занимает свое место в обществе, а отношение человека, не вовлеченного в научный процесс, профессионально не связанного с наукой, к научному знанию, исторически изменчиво.

Есть эпохи, как, например, эпоха Просвещения, когда общество, по крайней мере, его образованная часть, свято верит в науку, в ее безграничные возможности (в чем оно, вообще-то, тоже заблуждается). Это культ науки, сциентизм. В какой-то мере он был характерен для Советского Союза (при всей антинаучности марксистско-ленинских идеологических установок), да и вообще для XX века. А есть времена, когда общество теряет интерес к научным знаниям, считая их получение бесполезным занятием касты любознательных эгоистов, пустой «игрой в бисер», избыточным, с практической точки зрения, орнаментом на здании многотрудной общественной жизни.

Ненужной бирюлькой.

Да, что-то такое. Так происходит и в наши дни, причем далеко не только в России, но и во всем мире. Это парадоксально, потому что, наверное, еще не было эпохи, когда само существование человечества до такой степени не зависело бы от результатов научной деятельности – в пропитании, медицине, энергоснабжении, транспорте, средствах связи, да и во всем…

И ровно в это самое время говорится, что человеку нужны только практические вещи, а теоретические разыскания – роскошь, которую мы не можем себе позволить. Иными словами, нам нужны не эйнштейны, а эдисоны, которые будут изобретать нужные для жизни приспособления. И нет понимания того, что практически используемые вещи появляются лишь после многочисленных фундаментальных исследований – просто эти зависимости не очевидны для внешнего наблюдателя, теоретические разработки скрыты от глаз широкой публики и слишком сложны для понимания неподготовленным человеком.

Что же касается гуманитарного знания, то правомочность его существования понимается еще труднее. Действительно, объяснить, зачем нужно заниматься фольклором, или мифологией, или, скажем, каким-либо памятником старины, довольно сложно. Для этого следует прежде всего принять как аксиому, что культура, ее продукты и ее механизмы суть не менее достойные и важные объекты изучения, чем окружающая человека природа или создаваемая им искусственная среда обитания. Не говоря уж о том, что гуманитарное знание и гуманитарный предмет есть органическая часть той интеллектуальной традиции, в рамках который живут науки, в том числе точные и естественные. В этой связи стоит напомнить высказывание Альберта Эйнштейна: «Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс!» ("Dostoevsky gives me more than any scientist, more than Gauss!").

Но есть и другой аспект. Надо помнить, что человек является человеком потому, что он любопытен, и именно благодаря своей любознательности достиг того, чего достиг. Поэтому человек непрерывно расширяет сферу своего знания, причем совсем не обязательно ориентируясь на его практическое применение. Само по себе «чистое» знание о природе, о человеке, об обществе, о законах, которые всем этим управляют, есть одна из важнейших «конечных ценностей» человеческой деятельности, включая и гуманитарные науки.

Работаете ли вы сейчас над новой книгой? Не поделитесь, о чем сейчас пишете?

Конечно, да. Я всегда, всю свою научную жизнь, а это больше полувека, работаю над какой-либо новой темой. У меня сейчас на столе, несколько больших работ, которые я надеюсь через какое-то время завершить.

Одна из них посвящена легенде о Степане Разине, это очень увлекательная история… Я совершенно случайно занялся этой темой, и очень увлекся ею. Первоначально меня заинтересовало, как сложился сюжет о Разине и персидской княжне, точнее – каковы механизмы его сложения. Сначала я занялся только этой легендой, потом и другими текстами.

Так он бросал её в реку или нет? К какому выводу вы пришли?

Об этом много чего написано. Судя по всему, никакой такой княжны просто не существовало, следовательно, он не мог ее и утопить.

Слава богу!

Ну, понимаете, он отправил на тот свет столько людей, что одна девушка мало меняет дело. Очень жестокий был человек. Однако все это имеет отношение к историческим исследованиям, а я не историк. Меня интересует не столько то, как это было на самом деле, сколько то, как с историческим или псевдоисторическим фактом обходится культурная традиция. Хотя, конечно, только выяснив степень подлинности описываемого события, начинаешь понимать, как работает культурная память.

О Разине сохранилось большое количество письменных источников, о нем чрезвычайно много написано – исторических исследований и художественных произведений, обширный прозаический и поэтический фольклор. Кстати, в нем Разин чаще выступает как сверхъестественный персонаж, как колдун, как оживший мертвец, как неуспокоенный великий грешник и так далее. Большое поле для исследования.

Другая книга, тоже почти готовая, посвящена гораздо более экзотическому предмету. У тибетцев, у монголов, у бурят и у некоторых других народов, есть эпический герой, которого зовут Гесер. О нем есть книжные и устные сказания, некоторые эпические тексты я записывал еще в 70-е годы. И вот теперь написал книжку об этом эпосе.

Правильно ли я понимаю, что вы хорошо знаете монгольский язык?

Ну, это было бы большим преувеличением. Я не получал специального образования, учил этот не самый легкий язык в основном самостоятельно, а не так, как учатся востоковеды – 6 дней в неделю, когда язык – главный предмет.

С Монголией нас связывает много веков истории. Как вам кажется, мифы россиян и монголов взаимосвязаны?

Никак не связаны. У нас с монголами особых культурных связей не было. Был очень короткий период недружественных взаимоотношений в эпоху Чингисхана и Батыя. Но это были такие контакты, при которых культурные связи не очень-то возникают. А те сравнительно немногочисленные монголы, которые оставались в Золотой Орде, в тюркоязычной среде быстро утратили родной язык, через 100 лет там уже никто не говорил по-монгольски.

Напротив, русско-тюркские языковые и культурные связи очень обильны, об этом много написано, а вот русско-монгольских – почти нет, кроме сугубо эпизодических. Активизация отношений происходит уже в новейшее время, в советский период. Есть, конечно, зоны тесных культурных контактов с другими монгольскими народами – русско-бурятские и русско-калмыцкие локальные связи.

Интересно, что вы занялись Монголией, столько лет посвятили изучению ее мифологии. Я думала, что эти мифы – часть российского сознания...

Это, знаете, если следовать концепции евразийства, совершенно антинаучной, построенной на «ощущениях», а не на фактах. Конечно, современная Россия выросла из Московской Руси, которая сначала была вассальной по отношению к Золотоордынскому ханству. Естественно, это имеет какие-то последствия, но их не больше, чем в Испании после арабского завоевания, или у балканских народов, которые были под турками. В этом смысле наш случай совсем не столь уникален. Россия – часть Европы, русская культура – одна из ветвей европейской христианской культуры.

Успеваете ли вы читать книги коллег, научно-популярные книги, научные или нон-фикшн?

Практически я не читаю ничего, что не связано с моей работой. Это, конечно, очень плохо. У меня нет времени на чтение какой бы то ни было литературы, кроме бесконечных учебных работ, курсовых, дипломов, диссертаций и специальной литературы, которая мне нужна для очередного исследования.

Вы не испытываете информационный голод? Или наоборот у вас столько информации, что вы от нее закрываетесь?

Нет, не испытываю. Интернет дает достаточно возможностей быть в курсе событий. Там я довольно много чего смотрю. Иногда даже не прямо, а лишь косвенно связанное с моими занятиями – просто хочется до конца выяснить какую-то деталь, какие-то обстоятельства, факты. А это заводит довольно далеко.

Еще забыл сказать: я не читаю книги, а слушаю их. Слушаю по радио ночами, пока не засну. Ночью радиостанция «Звезда» передает аудиокниги, разные литературные произведения, художественные и документальные.

Я переслушал так довольно много чего, не имеющего прямого отношения к моим занятиям, но при этом почерпнул оттуда целый ряд нужных для себя вещей. Обнаружил, что даже те произведения, которые я помню почти текстуально, как, например, «Мертвые души» Гоголя, на слух воспринимаются иначе, чем глазами. От слушания эффект другой, чем от чтения, более подробный, я бы сказал.

Самое интересное, что люди мифы тоже слушали ушами, а не читали их. Это тоже важно, как человек получал эту информацию.

В устной культуре все воспринималось ушами – на то она и устная. Пока не была изобретена письменность, человечество десятки тысяч лет пользовалось только каналами фольклорной коммуникации.

Не беспокоит ли вас судьба книги, что через 50 лет бумажная книга станет мифом?

Я думаю, что не станет. Естественно, сфера ее функционирования уменьшается, но она будет существовать как артефакт. Я пережил несколько технических революций, важнейшая произошла совсем недавно. Она породила лазерную технику и цифровые технологии. Компьютеры, мобильные телефоны и все прочее, изменившее мир. Причем невероятно быстро. И никто не мог этого предсказать. Самолеты и ракеты предсказать было проще. О том, что люди будут летать на каких-то устройствах, фантасты говорили до изобретения самолета. Но попробуйте объяснить, что такое компьютер человеку 50-х годов. Просто даже слов для этого не было.

Я знаю, что прогнозировать что-то можно, но точно предугадать, что будет, мы не в состоянии. На сегодняшний день, текст на бумаге и текст на экране, это разные тексты. Текст слышимый и текст написанный – тоже. Почему это так? Я не знаю. Вопрос, видимо, не к филологам, а к физиологам.

Когда я работаю на компьютере, пишу статью, правлю ее несколько раз, а потом распечатываю и понимаю, что надо править еще. Я не видел на экране того, что заметил на бумаге! Это очень показательная вещь. Она говорит о том, что физиология восприятия электронных и бумажных источников у нас разная. В этом смысле на сегодняшний день электронная книжка, увы, не заменяет бумажной.

Спасибо вам большое за интервью.

Мероприятие состоится в МУЗЕЕ МОСКВЫ по адресу: Зубовский бульвар, 2. На территории МУЗЕЙ работают буфеты, открыты выставки. Вход свободный, количество мест ограничено. Предварительная регистрация на сайте «Полит.ру»  и в аккаунтах в социальных сетях: Facebook, Twitter, LiveJournal, ВКонтакте.

Информационные спонсоры - радиостанция «Эхо Москвы», журнал «Дилетант», радиостанция «Коммерсант FM».

Демина Наталия
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).