будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
правительство Владимир Путин Дмитрий Медведев
Июль 12, 2025
Страна
Карпюк Илья

Роснадзорреформ

Кризис заставил руководство страны задуматься об оптимизации правительства. Вновь зашли разговоры о слиянии Минфина и Минэкономики, а также прорабатывается реформа контрольно-надзорной деятельности. Стоит учитывать, что во время прошлого кризиса 2008-2009 гг настроения в правительстве стояли похожие, но к заметным переменам это не привело.

Идея слияния Министерства финансов и Министерства экономического развития, если верить «Ведомостям», обсуждается в самых высоких кабинетах, хотя никакого оформления хотя бы на уровне поручения проработать вопрос она пока не получила.

 
Алексей Улюкаев. Фото: economy.gov.ru

Опрошенные «Ведомостями» чиновники, как действующие, так и бывшие, указывают, что при Алексее Улюкаеве Минэкономики потеряло значительную часть своего влияния: если раньше оно служило своего рода фильтром между отраслевыми ведомствами и Минфином, то теперь основные бюджетополучатели стараются лоббировать свои интересы напрямую.

Также Минэкономики теряет свои позиции как главного стратегического прогнозиста: свои выкладки теперь делает и Минфин, а макропрогноз, который, в теории, должен играть роль интегральной концепции развития экономики страны и основываться на синтезе данных всех отраслевых министерств, теперь является намного менее фундаментальным документом.

Министерство финансов отвечает за устойчивость бюджетной системы, иными словами, за экономию денег. В зону ответственности Министерства экономики, в том числе, входит экономический рост, который часто стимулируется, а то и полностью обеспечивается государственными инвестициями, то есть увеличением расходов и, следовательно, расбалансированием бюджета. Таким образом два министерства, фактически, имеют противоположенные интересы.

Главной аргумент против слияния двух министерств в том, что после их слияния споры вокруг бюджетной и финансовой политики, которые они часто генерируют, опустятся до внутриведомственных обсуждений, в результате чего премьер-министр и президент потеряют роль арбитров, решающих конфликты.

Совсем другое дело — реформа надзорных ведомств.

 
Дмитрий Козак. Фото: kremlin.ru

Более десяти лет назад, в 2004 году, в России была проведена разработанная под руководством Дмитрия Козака административная реформа, которая заключалась в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети. К тому времени парламент уже достаточно хорошо контролируем Кремлем, так что закрепленная в Конституции система разделения властей фактически перестала работать, даже на том уровне, на котором она существовала в 1990-е  начале 2000-х годов.

Смысл административной реформы заключался в создании разделения властей в отдельно взятом правительстве. Министерствам оставляли законотворческие функции, агентствам — исполнительные, а службам, в том числе и многочисленным надзорам, контрольные, или, если продолжать аналогию, судебные.

Впрочем, красивая архитектура правительственных учреждений не устоялась: очень скоро министерства вернули себе контроль над службами и агентствами и структура правительства вновь стала напоминать пирамиду.

Естественно, от пересечения функций различных надзорных ведомств избавиться не удалось, даже в рамках одного министерства. Так что как в 2009 году, так и сейчас, шесть лет спустя, руководству страны приходит в голову вполне разумная мысль: сократить административные издержки возможно просто проведя оптимизации контрольно-надзорной деятельности правительства.

По информации «Коммерсанта», президент Владимир Путин еще в июле дал поручение премьер-министру Дмитрию Медведеву проработать вопрос об оптимизации ведомств, занимающихся контролем и надзором. Предложения правительства должны быть представлены в Кремль до 1 декабря. Дмитрий Медведев, в свою очередь, поручил Минюсту, Минфину, Минтруду и Минэкономики представить наработки по этому вопросу к 15 октября.

Оказалось, что сложность составляет даже составление списка органов, которые может затронуть оптимизация: законодательством не предусмотрено составление реестра контрольных и надзорных функций. В основном их выполняют федеральные службы, в России их чуть более 30, из 17 входят в структуры профильных министерств, остальные подчиняются напрямую правительству или президенту. При этом некоторые контрольные функции есть у министерств, например у МЧС.

Пока что предложения только прорабатываются, но уже ясно, что обсуждаться, в основном, будут два направления реформы.

Во-первых, это слияние близких по задачам ведомств. Уже сейчас не всегда удается разделить обязанности Россельхознадзора и Росрыболовства, хотя оба они входят в структуры Минсельхоза. Также в последнее время все чаще пересекаются Россельхознадзор и Роспотребнадзор, хотя последний подчинен напрямую премьер-министру.

Во-вторых, возможна передача части функций на уровень регионов. Такая децентрализация хоть и выглядит логичной, вызывает множество опасений во властных коридорах: региональные администрации могут начать по-разному трактовать закон о защите прав потребителей, контроль за исполнением которого сейчас курирует единый Роспотребнадзор, в результате чего на территории страны могут фактически появиться множество разнообразных стандартов.

Сейчас полномочия Ростехнадзора, Роструда и Россельхознадзора и некоторых других ведомств переданы на региональный уровень только в Крым и Севастополе — оформлено это как эксперимент, но больше похоже на закрепление особого статуса полуострова.

При этом одновременно идет разработка рамочного законопроекта о государственном контроле, который должен быть внесен в Государственную Думу к 1 сентября, но, очевидно, чиновники сроки уже сорвали. Проект писали в Минэкономики, но он не устроил экспертов тем, что там прописана «палочная система». Эффективность ведомства в нем оценивается через отношение количества выявленных нарушений на одну проверку. Если этот порядок будет законодательно закреплен, то в надзорных ведомствах будут заинтересованы не заводить «сложные» дела и, напротив, увеличивать количество «простых» дел.

В прошлый раз идея реформирования контрольно-надзорных ведомств заглохла одновременно с появлением в бюджете достаточного количества «свободных» денег. Если верить прогнозам экономистов, и даже того же самого Министерства экономического развития, существование которого поставлено сейчас под вопрос, в ближайшее время финансового благополучия ждать не стоит. Так что теперь надзорам, вполне вероятно, действительно придется готовиться к реформам. Если, конечно, не будет найдено нового веского повода отложить перемены на более поздний срок.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).