будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
коррупция Ирина Яровая
Май 20, 2025
Страна

Украл у государства — изменил Родине

Неутомимый борец за нравственность, против коррупции и за прочее хорошее против настолько же несомненного плохого и враждебного государству российскому депутат Ирина Яровая внесла законопроект. Это всегда немного тревожно, когда российские парламентарии занимаются своей непосредственной работой, ибо что на деле может выйти из-под из пера предугадать заранее сложно, а уж представить, как это будет исполняться, не могут даже сами авторы законов.

В поле зрения Яровой в данном случае попал такой вид преступлений, как хищение государственных средств. И она предложила ряд новелл, призванных наказать коррупционеров, что доят государственный бюджет с целью незаконного обогащения. То бишь пилят госзаказ в своих узкокорыстных интересах.

С этой идеей Яровая носится уже не первый год. «Нарушения требований выполнения муниципального и государственного заказов, выполнения оборонного заказа, хищение государственных и муниципальных средств - это помимо тех составов, которые уже есть. Ответственность за них должна быть выше, чем за экономические преступления. Считаю, что для них должен появиться нижний порог, а санкция должны быть увеличена до 20 лет лишения свободы», - под таким соусом Ирина Яровая год назад предлагала всерьез ужесточить наказание для коррупционеров и даже целую главу в раздел Уголовного кодекса «Преступления против государства».

Идея казалась сомнительной, да и остается такой до сих пор. По той простой причине, что собственности, будь она «гос» или чья-то личная — она и есть собственность. А наказание за хитрые манипуляции с чужой собственностью уже предусмотрены действующим УК и вводить новации, казалось бы, излишне. Более того: не вполне конституционно, ибо конституция России признает равенство всех форм собственности и равную для их владельцев защиту от неправомерного на собственность посягательство.

Яровая же по сути выделяет отдельный вид собственности «номер один» - государственная собственность, которую надо защищать лучше, по-иному, а наказывать за ее хищение надо жестче. Что вообще-то полное безобразие и «совок» в худшем смысле слова. Эдак легко договориться и до определения «граждане для государства» - формулы потенциально людоедской. Об этом мы уже говорили (см. Борьба с коррупцией уперлась в Конституцию), но Яровую такие возражения не смутили и она нашлась, что на них ответить.

 

Логика Яровой такова: хищения госсредств — это не просто кража собственности, это угроза государству. «Поскольку хищение бюджетных средств посягает не только на отношения собственности, но и на охрану интересов государственной власти, государственной, муниципальной и коммерческой службы, санкции законопроектной статьи 1641 УК РФ соотносятся с санкциями  статьи 290 УК РФ (Получение взятки) и серьезным образом ужесточают ответственность за такое преступление», - говорится в пояснительной записке законопроекта.

«В частности, согласно законопроекту, за хищение бюджетных средств в особо крупном размере  (свыше 6 млн. рублей), организованной группой или при исполнении государственного контракта по государственному оборонному заказу, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет», - продолжает депутат.

Интересен выбор статьи, которую предлагается дополнить карами для казнокрадов. Статья 164-я УК в нынешней редакции — это статья о «хищениях предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность». Новая статья 164/1 будет, таким образом, равнять «Троицу» Рублева и тонну мазута на отопление. Звучит абсурдно, но такова логика законопроекта Яровой. И приравнивать распил к преступлению против госвласти наряду не только со взяткой, но и госизменой и насильственным захватом власти. Но при этом статья будет не в соответствующем разделе, а все-таки там, где речь о преступлениях против собственности идет.

То есть опять-таки — Яровая констатирует, что есть собственность, а есть - госсобственность и собственность государственных компаний (законопроект, кстати, использует именно эту странную формулировку, а не «компания с госучастием». Вероятно, это просто ошибка автора и она безграмотно обозначила «Роснефть» и «Газпром»), защита которой для государства и народа эквивалентна защите государственных границ и защите от экстремистов. Собственно защита государственной собственности и становится защитой для государства.

Получается очень символичное смешение государственной власти и собственности — характерная для современной России черта. Для СССР она тоже характерна, но там-то чистый госкапитализм (в смысле капитализм, при котором главным эксплуататором и собственником средств производства выступает государство) был, а у нас все-таки какая-никакая, но частная собственность.

Получается следующая система ценностей. Государство есть корпорация, которая не хочет плохого освоения своих средств и готово за это карать. А вот пусть граждане друг у друга воруют — это не возбраняется.

Государству, конечно, нужно с коррупцией бороться (впрочем, кажется излишне повторять, что ужесточение ответственности прямо на преступность не влияет), но наверно не путем установления очередных специальных режимов для специальных видов деятельности. И не путем регламентации всего и вся и расстрела на месте за «пять колосков». Как-то иначе должна ответственность устанавливаться и как-то иначе ограждаться процесс освоения бюджета от нечистых помыслов.

Ну установят драконовские меры — и откатывать будут дороже и аккуратнее. Или наглее и больше — тут вопрос, а сможет ли наша правоохранительная система (увы и ах, подверженная коррупции) последовательно применять новые нормы и будут ли они вообще востребованы. Проблема в России, например, с соблюдением одного из базовых принципов — неотвратимости наказания. Если бы неотвратимость и равенство всех перед законом хоть в каких-то рамках существовали (а депутаты не дебоширили безнаказанно на авиарейсах), то может и ужесточать ничего не надо было бы. Просто потенциальные коррупционеры знали, что не сегодня, так завтра им будет нехорошо. Пока такого нет, то и отрубание рук, и смертная казнь если и дадут эффект, то точно не массовый.

Так что содержательно законопроект Яровой ничего не дает для победы над коррупцией. Зато соответствует народным чаяниям. Народ-коррупционер жаждет крови чиновников-мздоимцев.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).