Верховный суд России снизил срок пребывания в колонии бывшему главе «Менатеп» Платону Лебедеву до уже отбытого, таким образом коллега Михаила Ходорковского выйдет на свободу уже в ближайшее время.
Срок Лебедеву был сокращен достаточно символически — с 10 лет и 10 месяцев до 10 лет 6 месяцев и 22 дней, то есть всего на 3 месяца и 9 дней. Одновременно Верховный суд снизил срок заключение Михаилу Ходорковскому до 10 лет и 7 месяцев — однако бывший глава компании ЮКОС уже вышел на свободу поле указа президента Путина о помиловании.
Верховный суд также счел незаконным арест Платона Лебедева в 2004-2005 годах во время следствия и судебного процесса по первому делу ЮКОСа. За обоими осужденными оставлено право на реабилитацию.
В тоже время Верховный суд отказался отправлять на пересмотр приговоры по делам Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Суд также оставил в силе постановление о взыскании с Ходорковского и Лебедева 17,4 миллиарда рублей неуплаченных налогов.
Адвокаты Ходорковского и Лебедева заявили, что, несмотря на освобождение их подзащитных, дело ЮКОСа не завершено. Защита будет добиваться пересмотра всех «неправосудных приговоров», связанных с деятельностью нефтяной компании.
Ранее в 2013 году Платону Лебедеву уже был сокращен срок заключения. Тогда выяснилось, что президиум Мосгорсуда во время надзорных слушаний ошибочно прибавил к назначенному сроку Лебедева четыре месяца якобы не отбытого наказания. На свободу Лебедев должен был выйти 2 мая 2014 года.
В исправительной колонии №14 в городе Вельск уже все готово для выхода Лебедева на свободу. На помощь даже вызваны силы городской полиции — машина и дополнительный наряд — для предотвращения возможных беспорядков, связанных с наплывом журналистов и интересующихся.
Адвокат Лебедева Владимир Краснов уже заявил, что его подзащитный после освобождения не покинет страну, как Михаил Ходорковский, а в первую очередь отправится к своей семье в Москву.
Михаил Ходорковский, напомним, сразу после освобождения улетел в Германию. Уже там он начал разговаривать с журналистами и туда к нему прилетели родные. Ходорковский после освобождения говорил, что не собирается делать политических заявлений, пока его бывший коллега Платон Лебедев находится под стражей — фактически в заложниках.
Платон Лебедев, напомним, начал работать с Ходорковским в начале 1990-х годов. С 1991 года он возглавлял банк «Менатеп», а с 1996 года был в правлении нефтяной компании ЮКОС.
Лебедев был задержан 2 июля 2003 года, за полгода до Ходорковского. В 2005 году они были признаны виновными по «первому делу ЮКОСа» и получили по 9 лет лишения свободы. Мосгорсуд позднее сократил срок на один год.
Лебедев вначале отбывал наказание за полярным кругом, в колонии в поселке Харп Ямало-Ненецкого округа. В феврале 2009 года, когда срок заключения стал постепенно подходить к концу, Лебедева, как и Ходорковского, который сидел в Читинской области, перевели в Москву — началось «второе дело ЮКОСа».
Ходорковскому и Лебедеву были предъявлены обвинения в том, что они вместе с другими акционерами ЮКОСа, помимо прочего, в 1998—2003 годах присвоили нефть «Самаранефтегаза», «Юганскнефтегаза» и «Томскнефти» на сумму более 892,4 млрд рублей.
30 декабря 2010 года судья Хамовнического суда Виктор Данилкин признал Ходорковского и Лебедева виновными и приговорил каждого из них к 14 годам лишения свободы с зачетом уже отбытого срока. Могорсуд, по сложившейся традиции, снизил наказание на один год.
После нового приговора Ходорковского и Лебедева не стали отправлять так далеко, как в первый раз — Ходорковский отбывал наказание в Карелии, а Лебедев в Архангельской области.
В конечном счете срок Лебедева должен был закончиться 2 июля, а Ходорковского — 20 декабря 2014 года.
Михаила Ходорковского президент Владимир Путин помиловал в декабре 2013 года. После этого стало очевидно, что и срок Лебедева, если и не будет сокращен, то, по крайней мере, не станет продлеваться, а значит освобождения соратника Ходорковского стоит ожидать в ближайшие месяцы.
Платон Лебедев все время оставался в тени Михаила Ходорковского — находясь в заключении, он практически не давал интервью и не писал статей, его родственники также были менее интересны для журналистов. Во время судебных процессов, однако, Лебедев вел себя более вызывающе — называл обвинение то шпаной, то организованной преступной группировкой. Лебедев все время уличал прокуроров в элементарных арифметических ошибках, а также в незнании основополагающих правовых норм.
После помилования Ходорковского Платон Лебедев отказался писать аналогичное прошение президенту. «Для бешеной собаки километр — не крюк», — сказал он о нескольких месяцах, которые ему оставалось провести в колонии.
Освобождением Платона Лебедева дело ЮКОСа не завершится. Адвокаты еще будут добиваться пересмотра приговоров. Многие бывшие подчиненные Ходорковского до сих пор преследуются российскими правоохранительными органами, а потому не могут вернуться на родину. В колонии остается бывший глава отдела внутренней экономической безопасности в компании ЮКОС Алексей Пичугин, который был обвинен в убийстве и получил пожизненное заключение в колонии «Черный дельфин» под Оренбургом.