В понедельник приступит к работе Европейский университет в Санкт-Петербурге. Решение суда по делу одного из ведущих инновационных центров в российском высшем образовании, изменение меры пресечения Максиму Резнику, улучшения в судьбе Тарусской больницы, против которой ополчилась часть местной бюрократии, не заинтересованной в появлении у себя очага качественной бесплатной медицинской помощи, не приносящей никакого дохода в карманы этой части составили значительную долю очень обнадеживающего информационного фона предыдущей недели. К сожалению, этим фоном дело не ограничилось.
Вокруг квартала, в который входит здание ЕУСПб, началась странная возня, заставившая предположить, что нынешним, как бы ослабленным, положением университета будут пытаться воспользоваться рейдеры. Попытка максимально тихо провести общественные слушания по вопросу о «реконструкции» квартала провалились – новые слушания состоятся, вероятно, на этой неделе.
Какая-то дикая история развернулась вокруг братьев Заславских, один из которых работает в ТНК-BP, а другой руководит клубом выпускников британских вузов при Британском совете. Попытка обвинить аналитика в промышленном шпионаже (обнаружены документы госорганов) выглядела бы комичной, если бы не обнаруженные следователями отягчающие обстоятельства - у подозреваемых найдены визитки представителей зарубежных спецслужб: «Штирлиц шел по Берлину и что-то выдавало в нем сотрудника иностранного отдела НКВД – то ли визитки, которые он раздавал вместо милостыни нищим, то ли надпись на бейджике, висевшем на лацкане пиджака производства фабрики «Большевичка», то ли имя «Максим Максимович Исаев», которым он представлялся встреченным по дороге незнакомым сотрудникам Гестапо».
Скорее всего, Британский совет и шпионаж здесь – такие же попытки встроиться в уже не очень актуальный политический контекст, как и попытки использовать против Тарусской больницы участие в ее попечительском совете известных представителей либеральной интеллигенции. Механика же происходящего, вероятно, гораздо традиционнее, поскольку известна нам с самого начала строительства новой российской экономики – решение бизнес-конфликтов при помощи тех или иных силовых (правоохранительных) структур. Здесь не очень принципиально, какой именно партнер-конкурент стоит за подобным «наездом» - важно то, что «равноудаленности» от подобных конфликтов не удавалось добиться ни в 1990-е, ни в 2000-е годы. Мы не возьмемся строить апокалиптические прогнозы: пока-де не избавимся от подобных методов, к нам не придет иностранный капитал – обязательно придет. Беда в другом: 1) придет только наиболее готовая к подобным формам работы часть иностранного капитала; 2) пришедшие очень быстро адаптируются к этим формам. А мы останемся все с тем же вопросом, который не решить никому, кроме нас: о благоприятном деловом климате в России.
В понедельник пройдут встречи прибывшего в Россию избранного президента Армении Сержа Саркисяна с нашим руководством: нынешним президентом Владимиром Путиным, избранным президентом Дмитрием Медведевым, а также нынешним коллегой Саркисяна – премьер-министром Виктором Зубковым. Ожидаемые темы обсуждения: внутриполитическая ситуация в Армении, Карабах (в свете Косово, ситуации в Армении, все более воинственной риторики Азербайджана, резолюции Генассамблеи ООН и недавних вооруженных столкновений), военно-техническое, энергетическое, транспортное сотрудничество и др. Сочетание процедуры преемничества (в субботу будет праздноваться десятилетие избрания на свой пост нынешнего президента страны) и конкурентной политической ситуации привело к коллизии, ослабившей авторитет и власти, и оппозиции, а также усилившей настороженность на Западе. Ощущением ослабления страны вполне оказались готовы воспользоваться оппоненты в Азербайджане. Создание четырехсторонней правящей коалиции в парламенте призвано создать ощущение внутренней консолидации. Что-то в этом роде будет сказано и в Москве. Можно ожидать также активизации дипломатических усилий Армении на американском и европейском направлении.
В отличие от Армении, где оппозиция вслед за репрессиями и прошедшим режимом ЧП, потеряла значительную часть драйва, в Грузии ее активность сохраняется на уровне последнего времени – продолжается голодовка части ее лидеров, сегодня пройдет акция в защиту телекомпании «Имеди», ставшей после смерти Патаркацишвили вновь предметом раздора. Ситуация усугубляется тем, что если она не выйдет в эфир до среды, комиссия по регулированию коммуникаций может лишить ее лицензии. Впрочем, не желая давать повод для новой мобилизации протеста, может и не лишить.
Существенным фактором ослабления внутренней борьбы в стране служит активизация деятельности российских парламентариев по обсуждению статуса Абхазии и Южной Осетии. На этой неделе может последовать (или не последовать, дожидаясь результатов саммита НАТО в Бухаресте) более развернутая реакция на обсуждения в Государственной Думе, а также на военные учения в Абхазии со стороны Грузии, а также комментарий к думским заявлениям российской высшей власти и/или МИДа. На этой же неделе можно ожидать возобновления авиасообщения между Россией и Грузией.
Определенное обострение ситуации возможно и в остальных двух постсоветских странах, прошедших через «цветные» революции. Переключивший управление из институционального в персональный режим Курманбек Бакиев, теперь столкнется с результатами этого – то, что годовщина «революции тюльпанов» будет отпразднована без его участия, может стать куда более значимым фактором ослабления власти, чем подобная ситуация при менее персоналистском режиме. Слухи вокруг болезни президента – вне зависимости о ее тяжести – усилят желание использовать традиционные весенние протесты для его свержения.
На Украине же мы продолжаем ожидать раскола внутри НУНС между ориентированными на президента и на премьера. Вопрос в том: что именно явится поводом раскола: все никак не заканчивающиеся переговоры по газу, попытки реприватизации, анонсированное ужесточение налогового администрирования, деятельность главы секретариата президента и т.д. Впрочем, возможность формирования альтернативной коалиции (Партия Регионов-часть НУНС-Блок Литвина – Коммунистическая партия Украины) ослабляется недавней тенденцией коммунистов к заигрыванию с Блоком Юлии Тимошенко. Подобное сочетание не кажется слишком абсурдным – общим для них является недоверие к негосударственному сектору экономики и жесткая установка на популизм.
В понедельник нижняя палата парламента (Национальная ассамблея) Пакистана изберет новым премьер-министром страны бывшего спикера парламента, представителя Пакистанской Народной Партии Юсуфа Разу Джилани. Вдовец Бхутто все-таки не пойдет на этот пост – не то нацеливается на президентство, не то счел более осмысленной роль серого кардинала. Остается неразрешенным вопрос о характере взаимодействия с президентом Мушаррафом. Последний уже приветствовал выбор ведущей партии коалиции и явно готов к сотрудничеству (собственно, единственная альтернатива – военный переворот, на который у него сейчас вряд ли хватит сил). Осталось понять, пойдут ли на постепенное, но мирное обретение власти экс-оппоненты президента.
Соседи Пакистана – Иран и Афганистан – вместе с Таджикистаном сегодня в Душанбе устраивают саммит на уровне министров иностранных дел, нацеленный на подготовку к встрече президентов трех стран, собирающихся подписать соглашение о создании Экономического совета персоязычного союза. Зачем это нужно бедному и ищущему союзников с разных сторон Таджикистану, понятно. Иран, балансирующий на грани изоляции, тоже нуждается в крепком региональном тыле. Обеспечить неподдержку Ираном антиправительственных сил – задача афганской стороны. Пока оснований предполагать серьезные перспективы организации мало, но по поводу этого региона трудно строить долгосрочные прогнозы.
В понедельник же состоятся первые выборы в нижнюю палату парламента Бутана, знаменующие переход от абсолютной монархии к использованию институтов свободы. Это отчетливо контрастирует с ситуацией вокруг соседнего Тибета, где продолжаются выступления сепаратистов, находящие поддержку среди тибетской диаспоры, а также в кругах сторонников национально-освободительной борьбы. Шансов устроить бойкот Олимпиаде в Пекине это не прибавляет, но создает условия для улучшения имиджа Китая, если в противовес подавлению радикалов, руководство страны все-таки договорится с более умеренным Далай-ламой. Пока мы слышим продолжение обвинений в его адрес. Можно надеяться только на то, что они служат прикрытием переговоров, а не отражением реальных представлений китайского руководства о структуре и механизмах конфликта вокруг Тибета.
Вряд ли состоится попытка все-таки выбрать президента Ливана во вторник. Патриотические силы страны не могут прийти к компромиссу с клиентами Ирана - Сирии (шиитские «Хизбалла», «Амаль») и их ситуативными союзниками (Мишель Аун). Пока не помогает ни усиление мощи американского флота у берегов страны, ни выдвинутые в прошедшие выходные к границе с Ливаном части сирийской армии. На саммите глав арабских стран, назначенном на предстоящие выходные в Дамаске ожидается скандал. Если этот саммит вообще состоится в полноценном формате.
В отличие от ливанских сил, палестинские ФАТХ и ХАМАС как будто договорились о будущем возвращении к ситуации до мятежа ХАМАСа в Газе. До переговоров в Йемене оставался вопрос: как договариваться Израилю с Палестинским руководством, не контролирующим Газу. Теперь вопрос будет звучать иначе: как вести переговоры с теми, кто не готов согласиться с твоим существованием. То есть альтернатива была такой: мир с частью палестинцев (с неясными перспективами остальных) или внутрипалестинское единство. Российская дипломатия настаивала на втором, не вполне задумываясь, похоже, как происходящее отразится на мирном процессе на Ближнем Востоке.
Не изменилась ли позиция руководства террористической группировки по итогам недавней операции Израиля в Газе, мы узнаем достаточно скоро: очередные «межпалестинские» переговоры предстоят на следующей неделе. Впрочем, еще до них йеменские договоренности могут оказаться разорваны.
В пятницу на неформальной встрече министров иностранных дел стран Евросоюза пройдут стратегические дебаты по вопросу предоставления Еврокомиссии мандата на начало переговоров по новому базовому соглашению Россия – ЕС. Как ожидается, Польша может объявить о снятии своего вето и переговорам таким образом может быть дан старт. В тот же день может состояться неформальный саммит Россия – НАТО для обсуждения перспектив саммита НАТО 2 – 4 апреля, ситуации вокруг Косово и других проблемных мест.
В субботу пройдет парламентские и президентские выборы в одной из стран, ставших классическим примером перехода от относительно благополучной колонии к катастрофически провалившемуся государству. Убийства, избиения до полусмерти и аресты лидеров оппозиции, конфискация собственности у иностранцев и белых соотечественников с последующим разворовыванием ближайшим окружением диктатора, растущая безработица и нищета работающих (новые хозяева просто не умеют вести бизнес – даже аграрный), галопирующая инфляция в тысячи процентов – и престарелый диктатор, постоянно обманывающий соратников, обещая вот-вот уйти в отставку и передать власть им. Единственное общепризнанное достоинство Мугабе по сравнению с некоторыми его коллегами, правившими в XX веке, – пока ничего не слышно о пристрастии к каннибализму. Но и без этого в заметной части европейских столиц диктатор остается персоной «нон грата». В силу этого инвективы в адрес западных колонизаторов, обобравших Африку и до сих пор сохраняющих надежду прибрать ее к рукам, остаются неотъемлемой частью властного дискурса.
Ждать неизбежной смерти Мугабе готовы далеко не все представители его партии, поэтому есть небольшая надежда на то, что раскол в «элите» поможет ускорить процесс позитивных изменений в стране. Альтернативный путь может оказаться кровавым, но все же приносящим не больше страданий всем социальным группам, нежели нынешний режим. Но вне зависимости от способа перехода, выволакивать страну придется из очень глубокой ямы.
Случай Зимбабве – более или менее предельный на том пути, по которому мы, как показывают последние месяцы, не идем – причем, без революций снизу или даже сверху. И изучение его может быть полезно тем, кто об этом все еще сожалеет- не важно из любви к мобилизации в пользу власти или против нее.