Скандальные результаты субботних выборов в нижнюю палату казахского парламента – прохождения завышенного семипроцентного барьера не насчитали никому кроме «партии власти» – станут одной из значимых тем недели. Оппозиция результатов не признает, наблюдатели от СНГ, как всегда (кроме выборов по итогам «цветных революций»), довольны. Западные наблюдатели, кажется, в недоумении: никого за руку поймать не удалось, но игра откровенно нечистая.
Не совсем понятно, насколько резко Западу имеет смысл реагировать на происходящее – внешние протесты вряд ли могут быть существенно жестче внутренних, а революции в Казахстане вроде бы не ожидается (хотя наступление режима по всем фронтам – включая внутриэлитные – делает ситуацию куда менее стабильной и прогнозируемой, нежели в 2005 году). Целесообразность резкой критики снижается еще и тем, что казахский режим имеет слишком ясный – на фоне остальных – модернизаторский, а не реставраторский оттенок, неочевидностью того, что в условиях современной Центральной Азии можно ожидать чего-то более свободного.
В понедельник Ассамблея народа Казахстана дополнит 98 кандидатов от «Нур Отан» девятью «националами», после чего Мажилис можно будет считать сформированным и сможет заняться согласованием кандидатуры на пост премьера. Но поскольку публичную политику удалось вывести за пределы парламента, ее количество может увеличиться вне его, а в правящей партии усилятся процессы внутренней, менее публичной, борьбы.
В ожидании собственных выборов в понедельник в Сочи может состояться встреча премьер-министров Украины и России. Пока информация исходит только с украинской стороны, но каких-то российских акций поддержки Партии регионов ожидать, как мы и писали, следует.
Предметом обсуждения может стать доступ на российский рынок украинской мясо-молочной продукции, возвращение к идее совместного самолета, условия новых газовых соглашений и т.д. Впрочем, окончательное решение газового вопроса, вероятно, состоится все же уже после выборов 30 сентября.
Встреча в Сочи окажется не единственным на этой неделе ударом по недавно поправленному здоровью Виктора Януковича, в пятницу ему предстоит отпраздновать также День независимости Украины, а в воскресенье – День шахтера.
Совсем по другой причине малоприятным для здоровья может оказаться визит в Сочи президента Белоруссии. В среду ожидаются его переговоры с Владимиром Путиным по широкому кругу вопросов. Традиционно прозвучат газовая и нефтяная темы, не обойдется без вопросов о государственном кредите Белоруссии, приватизации белорусских предприятий и многом другом. Возможно, Лукашенко ожидает относительно лояльного отношения со стороны российского президента – и потому, что более резкие заявления по белорусскому вопросу обычно произносит кто-нибудь другой (исключением стала разве что классическая фраза о соотношении мух и котлет в наших братских отношениях), и в силу как будто обостряемого нами военно-политического противостояния с Западом (от которого, как известно, нас Белоруссия и охраняет).
Если российское руководство готово играть достаточно жестко, а Александр Лукашенко понял реальные масштабы возможных проблем, можно ожидать каких-то интересных договоренностей. В противном случае мы еще неоднократно услышим о белорусской нефтедобыче в Южной Америке, иранском газе, который закроет бреши в топливном балансе республики и огромной очереди из западных банков, рвущихся предоставить кредит самой многообещающей экономике Центральной Европы.
Пока Белоруссия будет находиться без непосредственного надзора своего «батьки», в соседней Польше сейм вернется после каникул к работе. В первые же дни сессии может проясниться ситуация с алгоритмом, с помощью которого будет запущен механизм роспуска сейма и назначения парламентских выборов. При этом сами выборы, вероятно, состоятся в октябре или начале ноября.
Новый президент может появиться вскоре в Турции. Им, вероятно, станет нынешний министр иностранных дел страны, представитель умеренно исламистской Партии справедливости и развития (ПСИ) Абдулла Гюль.
В понедельник новоизбранный парламент страны осуществит попытку провести первый тур выборов. Попытка удастся хотя бы частично, поскольку сорвать голосование за счет отсутствия кворума оппозиция уже не сможет – голосов не хватит. А это значит, что если даже никто не наберет в понедельник искомых 367 голосов из 550, то второй тур состоится, вероятно, в пятницу. А если и он не закончится избранием президента, в ходе третьего тура, 28 августа, его избрание произойдет простым большинством голосов.
Впрочем, нельзя исключать, что хватит и первого тура – достаточно чтобы Гюля поддержали не только его однопартийцы, но и все курды и еще несколько человек от оппозиции, а турецкие националисты, например, уже размышляют о возможности поддержки кандидатуры Гюля.
Некоторые аналитики не исключают возможности выдвижения ПСИ более умеренного кандидата, чтобы не злить военных. Но, похоже, репутационные потери вследствие отказа от обещанного Гюля окажутся слишком большими, чтобы на них пойти. А реакции военных будет смысл ждать скорее после каких-то знаковых практических решений нового президента.
Одним из самых освещаемых СМИ событием недели обещает стать Международный авиакосмический салон МАКС-2007, который пройдет 21 – 26 августа на аэродроме центральной испытательной базы страны – Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном городе Жуковский. Авиасалон пытается повысить свой статус и уже заранее завышает свои расценки для участников.
Ожидается, что в рамках салона будут блистать президент России Владимир Путин и первый вице-премьер Сергей Иванов. Впервые относительно организованно выставятся части курируемой им Объединенной авиастроительной корпорации.
Наряду с гражданской продукцией потенциальным покупателям, иностранным шпионам и простым зрителям будут продемонстрированы некоторые образцы новейшей военной техники. Эта демонстрация должна будет дополнить впечатления от прозвучавшего на прошлой неделе заявления президента России о том, что наша стратегическая авиация возобновляет практику боевого дежурства.
Международная реакция на это заявление не обещает быть слишком интересной – знаковая сторона заявления не выходит из характерного для последнего времени общего ряда, никаких особых практических проблем никому это не создаст, а эффективность использования российским руководством немалых российских же денег – это проблема для российских налогоплательщиков.
Единственной накладкой, связанной с заявлением президента, стало то, что звучало оно на фоне скандала с ракетой, упавшей на территории Грузии. На этой неделе продолжится война экспертиз вокруг этого инцидента. В Москве и Тбилиси побывает спецпредставитель ОБСЕ по расследованию произошедшего экс-глава МИД Хорватии Миомир Зузул. Можно ожидать, что в скором времени широкой публике станут доступны и данные радаров обеих сторон, и другая специальная информация.
На вторник запланировано еще одно авиакосмическое событие – посадка шаттла Endeavor. Можно только надеяться, что ремонтные работы в космосе были произведены достаточно успешно, чтобы экипаж не постигла судьба коллег с шаттла Columbia.
Наступающая неделя будет отмечена двумя крупными литературными юбилеями: в понедельник 75 лет исполнится одному из самых ярких советских прозаиков-шестидесятников Василию Аксенову, а в пятницу 50 лет исполнится одному из самых ярких современных британских писателей и культурных деятелей – Стивену Фраю. Один - сын «врагов народа», проведший часть детства без родителей, часть – на Колыме. Другой родился отнюдь не в «высшем обществе», провел несколько месяцев в тюрьме за мошенничество с кредитными карточками. Оба, при всей любви к своим материм, во многом сделали себя сами.
Василий Аксенов стал лидером того, что называли «молодежной прозой», исповедальной прозой», «четвертым поколением советской литературы». Аксенов повлиял и на тех, от кого были очень биографически, общественно далек. Годы не заразили его ни идиотическим мессианством, ни склонностью к братанию со вчерашними врагами, ни всеотрицанием – он остался одним из самых душевно здоровых литераторов старшего поколения.
Для Стивена Фрая литература – только одна из составляющих его культурной работы, однако и она, взята сама по себе, не является рядовым событием. Если Аксенов в каком-то смысле создал новую на отечественной почве традицию, то Фрай, работая с традицией имеющейся, хотя и не самой классической даже для XX века, не перенес, но транспонировал ее в новые социокультурные обстоятельства. Это то, что, судя по каким-то фрагментам в начале «Доктора Живаго», наверное, мог сделать Пастернак для традиции русского романа, но не сделал.
Тексты обоих литераторов доступны отечественным читателям как на бумаге, так и в Интернете.