Недавно переназначенный на должность главы РЖД Владимир Якунин отослал президенту прогноз финансовых показателей монополии на текущий и 2015 годы. Согласно его расчетам, если оставить все, как есть, 2014 год компания закончит с убытком в 83,8 миллиарда рублей, по итогам 2015 года чистый убыток РЖД может составить 99,4 миллиарда. При этом долг компании в следующем году достигнет 900 миллиардов рублей. Об этом сообщает РБК, получившее возможность ознакомиться с письмом Якунина.
25 июня Владимир Путин обсудил положение дел в РЖД и послание главы монополии с членами правительства. По итогам совещания было принято решение повысить грузовые железнодорожные тарифы, ускорить возврат долгов регионов, накопленных перед РЖД за пригородные пассажирские перевозки. Также в начале июля Путин поручил рассчитать возможность отмены НДС на пригородные перевозки. Эти и ряд дополнительных мер должны закрыть финансовые бреши монополии.
Так, одно обнуление НДС на перевозки электричками поможет сэкономить пригородным компаниям около 6,3 миллиарда рублей. Кроме того, выполняя поручение президента, правительство обсудит и обнуление акцизов на топливо для российских железнодорожников. Это даст РЖД возможность сэкономить до 16 миллиардов рублей, следует из материалов правительства, подготовленных к совещанию 25 июня. Также в следующем году государство может выделить РЖД дополнительно 45 миллиардов рублей на ремонт путей.
Причинами прорех в бюджете монополии в 2014 году Якунин считает рост расходов на грузоперевозки на 38 миллиардов рублей, отмену государственных субсидий (70 миллиардов) и падение курса рубля (4,4 миллиарда рублей).
По итогам совещания по спасению РЖД Путин поручил утвердить план по сохранению финансовой устойчивости монополии на ближайшие два года. Так, согласно поручению президента, РЖД уже с августа повысит тарифы на перевозку нефтеналивных грузов (на 13,4%), а также дизельное топливо с доставкой (12,5%). Такое решение было принято 9 июля на правлении Российских железных дорог. В 2015 году тем, кто перевозит грузы по железной дороге, придется увеличить свои затраты сразу на 10% — повышение тарифа коснется всех грузов без исключения. До обсуждения доклада Якунина планировалось, что стоимость грузоперевозок в 2015 году будет не столь заметной и возрастет лишь на 6%. Повышение тарифов принесет компании, по прогнозам правительства, 10 миллиардов рублей уже в текущем году. Однако уже в 2015 году РЖД потребуется дополнительно 45 миллиардов государственных вливаний. По словам источника ООО "Ойл Ресурс Групп" http://oilresurs.ru/ в монополии, деньги пойдут на капитальный ремонт железнодорожной инфраструктуры. Правительство должно определиться по этому вопросу в августе.
Также правительство, по словам собеседника издания, обсуждает продление льготного налогообложения имущества РЖД: ставку в 0,7% предлагается сохранить до 2017 года. Ранее предлагалось повысить ее до 1% уже в будущем году. На заморозке тарифа РЖД с 2015 по 2017 годы сэкономит около 44 миллиардов рублей.
При принятии всех мер, предложенных президентом, правительством и РЖД, по итогам 2015 года монополия выйдет в плюс: ее прибыль составит 0,4 миллиарда. 2014-й год решено оставить убыточным: по прогнозам правительства, убыток составит 69,8 миллиарда.
То, что необходимые вливания в РЖД поступят, косвенно подтверждает и факт вложений в монополию со стороны сыновей российского генпрокурора. Как пишет «Коммерсантъ», Артем и Игорь Чайка купили значительные доли в дочерних структурах РЖД. Так, в мае старший Артем приобрел контрольный пакет (75% минус две акции) в Первой нерудной компании, а на днях компания «Т-Индустрия», где младшему Игорю Чайке принадлежит около трети, приобрела 50% минус две акции крупнейшего в России производителя шпал «Бетэлтранса».
То, что дела в РЖД идут неплохо, подтверждает и ее активность. Так, Владимир Якунин рассказал на прошлой неделе о возможной покупке греческих железных дорог. При этом РЖД согласится на сделку лишь в том случае, если эти активы будут очищены от долгов. По словам Якунина, в настоящее время долги греческих железных дорог составляют около 800 миллионов евро. Также РЖД, по словам Якунина, заинтересованы в покупке компании ремонта и техобслуживания подвижного состава ROSCO и порта Салоники. По вопросу возможного сокращения греческих железнодорожников Якунин высказался крайне жестко. По его мнению, «нельзя содержать компанию как дом престарелых, или преобразовать ее в социальный приют».
По словам источника «Дождя», близкого к администрации президента, Путин долго раздумывал о переназначении Якунина. Однако после месяца молчания президент все же оставил нынешнего главу железнодорожников в должности. «Во многом это объяснимо присоединением Крыма, и новым фронтом работ для РЖД. Если бы не Крым, Якунина бы не переназначили», — рассказал источник «Дождя» в монополии. Вторым аргументом в пользу Якунина стало его включение в американский санкционный список. По мнению собеседника телеканала, «со стороны Путина в продлении контракта есть и некая демонстрация того, что своих не бросают».
Так или иначе, в ближайшее время монополия будет, как и прежде, опираться на дотации из федерального бюджета. Кроме этого продолжится массовая отмена нерентабельных пригородных электричек.