будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Май 15, 2025
Культура

Нужны ли квоты для российского кино?

Нужны ли квоты для российского кино?
hangy_ed_1
Фрагмент рисунка Андрея Карлина

Заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский предложил Министерству культуры РФ рассмотреть возможность ввода минимальной квоты в «экранном времени» в размере 24% для отечественного кино в российских кинотеатрах.

Наши эксперты прокомментировали данную инициативу и ее возможные последствия, если она будет одобрена.

Сергей Члиянц, продюсер:

Это не новость, инициатива обсуждается много лет, но подобного решения пока нет и оно не готовится. Решение обсуждается в числе многих, потому что каждые два-три года случается лихорадка по поводу того, что русское кино в жопе, и начинается обсуждение всевозможных рецептов его спасения. Это вместо того, чтобы честно поговорить о том, почему оно в жопе, является ли оно конкурентоспособным, является ли его конкурентом голливудское или вообще зарубежное кино, надо ли ограничивать последние и почему. Поэтому и принимаются подобные скороспелые решения, но до сих пор никто не знает, как Российская Федерация на деньги налогоплательщиков поддерживает российский кинематограф — никто ни разу об этом ничего не сказал, а решения эти не работают. Квотирование — мера неинтересная, и не только потому что она нерыночная. Ее можно было бы осуществить гораздо более тонко, например, ввести определенный сбор с билетов на любое кино — неважно, корейское оно, американское или русское — и с помощью этого сбора финансировать программы целевой поддержки российского кино. Этот механизм — рыночный, он стимулирует всех.

Если просто квотировать русское кино и дать ему хоть 25, хоть 40% , то встает вопрос: где вы возьмете зрителей для этого кино, которое смотреть никто не хочет? Проблема гораздо глубже: отсутствует точная и профессиональная констатация того, почему отрасль живет так, как она живет, что составляет настоящую конкуренцию русскому кино. На мой взгляд, телевизионное российское кино, которое с экономической точки зрения процветает, гораздо бОльший конкурент российскому кино, чем голливудское, но это в тени, этого никто не знает и вслух не говорит.

Я слышу о таких инициативах, как правило, от людей нерыночной ориентации, не склонных и не умеющих анализировать, еще от обиженных — у кого-то фильм не пошел, кто-то из «старой гильдии» — это коллективная обида на прокат и Голливуд. Звучит это примерно так: «У них все здорово, они гребут деньги лопатой, они красивые, талантливые и знаменитые, а мы нет — давайте что-нибудь сделаем». Но эта мера ничего не улучшит: люди талантливее не станут, сценарий и режиссер лучше не станут!

Почему русские люди покупают российские автомобили? - Если убрать пошлину, то все российские граждане пересядут на старые иномарки и будут правы. Но в киноотрасли такие простые меры не работают. Если вы уменьшите количество голливудского кино на экранах, то это не означает автоматически, что все российские зрители будут покупать билеты на российское кино. Они и так их покупают, бесконечно надеются и постоянно обманываются, потому что им показывают какой-то «КВН в упаковке кино». Зрители не ходят на русское кино, потому что оно не отражает нашу жизнь, не дает людям никакой мечты и не рассказывает ничего о реальности. Если же появляется что-то забавное, но не какие-то «Елки», а «содержательное», сразу люди отвечают адекватно: покупают билеты, приходят, смотрят и благодарят.

Вопрос не в том, на что зритель идет, а в том, за что он говорит «спасибо». Как заманить зрителя, мы уже научились, но интереснее то, каким он выходит из зала.

Елена Яцура, продюсер:

Сначала для того, чтобы русское кино стало конкурентоспособным, в него влили очень большое количество денег, без какой бы то ни было юридической базы, без возможности привлекать частных инвесторов, делать действительно независимое кино. Даже с отвоевыванием государственных денег не получилось сделать кино конкурентоспособным – теперь они хотят заставить публику смотреть то говно, которое у нас снимают.У нас снимается ТАКОЕ кино в массе своей и российский зритель не обязан платить за «это» свои деньги. Оно дважды плохое и зритель платит дважды – сначала налогами, а потом ценами на билеты.

Я смотрела недавно один замечательный фильм, снятый за полкопейки, о том, как девочке-студентке прожить на одну стипендию. У нее серьезный выбор: может ли она один раз в месяц сходить в кино, один раз в месяц пойти в кафе или купить модную книжку, которую потом будет обменивать на другие со своими подружками. Или кино, или книжка, или поход с друзьями в «Шоколадницу» - только что-то одно. И она при этом должна идти на квотируемый русский фильм? – Да пусть ее лучше застрелят! От государственной политики в сфере кино российский зритель находится в глубоком нокауте, в этом «виде спорта» он уже давным-давно не дышит.

Антон Долин, кинокритик:

Мне представляется, что мера квотирования русского кино вряд ли будет эффективной. Люди сегодня не смотрят русское кино и зрителей, которых я имею в виду, достаточно много. Не смотрят по той причине, что оно им не очень нравится, а вовсе не потому, что им негде его взять. Возможно, в процентном соотношении, особенно по сравнению с Голливудом, люди будут чуть более активно смотреть русское кино, но в целом количество зрителей упадет. Если зритель придет в кинотеатр, чтобы посмотреть хоть что-нибудь, попадет на «час русского кино» и во всех залах будут, например, русские блокбастеры и ничего голливудского, то большинство уйдет домой. Это большой риск потери части аудитории, которой и так становится все меньше и меньше с каждым годом. У кинотеатров есть конкуренты – это интернет и другие альтернативные способы просмотра кино. Так что русскому кино эта мера не поможет, а прокату в целом скорее повредит.

Сэм Клебанов, президент компании «Кино без границ»:

Последние два дня только и говорю о квотировании — на радио, на телевидении... На мой взгляд, идея квотирования российского кино — мера обманчивая, она просто лежит на поверхности. Кажется, что мы сейчас создадим такой «загончик процветания» для него и все будет хорошо, но на самом деле эта контрпродуктивная мера не даст никаких результатов и только ухудшит ситуацию в кинопрокате. Во-первых, снизится многообразие кинопроката, просто потому что искусственно сократится доля иностранного кино, и за сокращенную долю будут гораздо жестче бороться прокатные мейджоры.

Во-вторых, люди, которые лоббируют этот закон, утверждают, что много экранного времени отдается иностранным фильмам, «ширпотребным и бездуховным». Но для того, чтобы заполнить образовавшуюся нишу, российские студии начнут производить больше ширпотреба здесь, потому что бизнес есть бизнес.

Не получится биполярности и широкого разнообразия — большие игроки поделят квоту между собой, а более серьезному российскому кино она не поможет.

В общем, эта мера – это создание искусственных рыночных преимуществ одних участников рынка перед другими, и они могут быть иллюзорными, например, кинотеатры начнут давать самые неудобные сеансы для российского кино.

На мой взгляд, такой необходимости нет, потому что кинотеатры и так неплохо заполняются. За первые два месяца 2012 года доля российского кино в прокате составила 33%. Другое дело, что с начала мая по конец августа российские компании практически не буду выпускать никаких фильмов, но сейчас снимается достаточно много фильмов, которые кинотеатры взяли бы.

Гораздо более эффективным является регулирование в рамках антимонопольного законодательства и по французскому примеру, когда уже при строительстве мультиплексов заложено условие, что многозальные кинотеатры не имеют права отдавать более двух залов под прокат одного фильма, а также не имеют права отдавать более 30% сеансов одной картине. Если вводить такие меры, которые бы обеспечивали многообразие репертуара кинотеатров, то тогда кинотеатры сами бы искали, чем заполнить пространство — российским кино или иностранным, и это было бы многообразие. Как пытаются у нас создать двухпартийную систему, так и в сфере кино искусственно создают биполярный мир.

Ангелина Никонова, режиссер-дебютант («Портрет в сумерках»)

 У нас был прокат в престижных кинотеатрах, и я по неопытности обрадовалась раньше времени, когда они взяли нас к себе в репертуар. А так как мы сами делали прокат, то я после первой же недели очень сильно расстроилась. Одно дело стоять в репертуаре кинотеатра, а другое дело, когда тебя показывают в час ночи или в девять утра в будний день. Классно, да? Какие там 24% в такое время! Давайте еще заставим зрителей сидеть до конца фильма.

Тут проблема гораздо масштабнее, к сожалению. Тот факт, что кинотеатры «не хотят» русское кино – это только ее часть. Взяли они «Портрет в сумерках» - а дальше что? Дальше ценители фильма стали рекомендовать его своим друзьям, а друзья сказали: «Не пойду на русский фильм. Фестиваль, арт-хаус – никогда не пойду. Все, завязал». И выяснилось, что очень многие «завязали» с российскими фильмами. Зачем ставить фильм в сетку кинотеатра, а потом силком тащить туда зрителя? Российский зритель окончательно разочаровался в российских фильмах – вот в чем проблема.

Другая часть проблемы состоит в том, что у нас очень мало кинотеатров на такую громадную страну. Две тысячи кинотеатров на всю Россию – это кромешность. Сейчас Бондарчук вроде решил еще тысячу открыть, это будет получше, но и тогда по количеству залов мы не приблизиться, например, к Франции, которая в разы меньше.

Интервью А. Никоновой на эту и другие темы можно прочесть здесь.

Отчет о показе и обсуждении фильма А. Никоновой «Портрет в сумерках» смотрите здесь.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).