будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
некоммерческие организации
Июль 1, 2025
Мир
Сакоян Анна

НГО – деньги – государство

НГО – деньги – государство
krest
«Российский Красный Крест». Источник: Фото: redcross-irkutsk.org

Тема финансирования негосударственных организаций (НГО) представляет собой предмет весьма интенсивной рефлексии и оживленной дискуссии, что выражается, прежде всего, в проведении исследований различного масштаба, а также обсуждении их результатов на специализированных ресурсах. Один из основных вопросов состоит в том, насколько в принципе деятельность НГО зависит от того, кто ее спонсирует, и определяется этим фактором. Другой особо оговариваемый вопрос – это государственное спонсирование НГО, прежде всего посредством грантов. Отметим сразу, что такие исследования редко претендуют на хотя бы имитацию непредвзятости. Обычно в них отчетливо просматривается оценочная характеристика рассматриваемых конфигураций и перспектив их развития.

Под НГО обычно понимается некоммерческая организация, не относящаяся формально ни к государственному, ни к частному сектору и выполняющая ту или иную социальную миссию. Далее возможны различные варианты. НГО могут быть локального, национального и международного уровня. Это могут быть религиозные организации, правозащитные объединения, центры поддержки уязвимых социальных групп и т.п. Некоторые НГО пользуются финансированием со стороны государства и корпораций. Другие (в их числе, например, Greenpeace) принципиально декларируют независимость от каких-либо крупных спонсоров.

Хотя в распространенном понимании НГО – это, прежде всего, гражданская инициатива, они могут создаваться также на базе коммерческих проектов или в рамках государственной программы. Частично это понятие пересекается с областью социального предпринимательства и третьего сектора. Подходы к государственному финансированию НГО также варьируются от страны к стране. Однако, несмотря на все это разнообразие, есть некоторые общие черты, выводимые из международного опыта, на основании которых можно отслеживать тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие таких институтов, а также рассуждать о том, какие схемы функционирования НГО наиболее эффективны в зависимости от того, как трактуется их предназначение.

Одна из ключевых тем дискуссии на настоящий момент связана с ростом числа НГО и их возможностями в плане получения государственной поддержки в виде грантов или контрактов. Существует мнение, что финансовая зависимость НГО от государства планомерно растет и, следовательно, снижается их общественная функция как самостоятельных агентов, действующих от лица и в интересах граждан. Существует также мнение, что государственное финансирование как таковое не приводит к зависимости, коль скоро схема, по которой производится это финансирование, обеспечивает организациям пространство для сохранения самостоятельности.

Минувшей весной была опубликована серия материалов о зависимости австралийских НГО от государства. Речь шла, прежде всего, именно о финансировании. Традиционно австралийские власти спонсируют большое количество НГО. Так, за 2009 г. из 111 организаций, предоставивших отчетность, поддержкой государства пользовались 54 НГО. Не делая выводов о степени зависимости НГО от государства, авторы выявляют отчетливую тенденцию к росту объемов государственных вливаний в деятельность таких проектов. Если в начале 2000-х гг. госбюджет выделял на развитие НГО порядка $100 млн., то в 2012 г. эта цифра выросла до $282 млн. при среднем росте на 13% в год.  Особенно заметной эта тенденция стала в 2008 г., когда к власти в Австралии пришло лейбористское правительство. Параллельно с этим растут и объемы финансирования из других источников, но темп роста государственных вложений в последнее время выше.

Авторы отмечают, что по данным за 2012 г., из 15 крупнейших НГО две получили государственную поддержку, составляющую больше половины их дохода: Австралийский Красный крест (73%) и Australian Volunteers International (53%). Еще три организации (организация по оказанию гуманитарной помощи CARE, организация помощи нуждающимся детям Save the Children и организация помощи слепым Christian Blind Mission) получили от государства не менее трети своего общего дохода. При этом наиболее крупные НГО в меньшей степени склонны полагаться на государство. По итогам своего анализа авторы приходят к выводу, что на размеры государственной помощи  существенное влияние оказывает то, какая часть политического спектра обладает большей властью. О том, как новая смена власти (коалиционное правительство, пришедшее на смену лейбористам) скажется на финансировании НГО, судить пока преждевременно.

В 2006 г. исследователи Брайан Прэтт, Джерри Адамс и Ханна Уоррен (Brian Pratt, Jerry Adams, Hannah Warren) опубликовали работу (.pdf) по итогам анализа схем, в соответствии с которыми НГО получают государственное финансирование в 7 европейских странах: Британии, Дании, Ирландии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии и Швеции. Цель исследования была в том, чтобы из имеющегося разнообразия постоянно меняющихся практик выявить наиболее общие принципы и тенденции.

Прежде всего, авторы выделяют несколько типов подхода государства к финансированию НГО. Один из них состоит в том, что поддержка НГО в принципе не формулируется как таковая и осуществляется косвенными путями. В этом случае бюджет предполагает статью, по которой средства выделяются на оказание социальной поддержки и их часть может отводиться на финансирование работы НГО, действующих в этой сфере. Такая схема принята во Франции, Японии и Германии.

Два других подхода (и именно на них сосредоточено исследование) предполагают специализированную долю бюджета на спонсирование деятельности неправительственных организаций. При одном из них НГО понимаются, в первую очередь, как средства развития здорового гражданского общества. В этом случае при распределении грантов больше внимания уделяется тому, какую роль в этом играет тот или иной проект. При втором государство заинтересовано в продвижении конкретных программ и достижении определенных целей. Тогда приоритетны те организации, которые либо уже работают в соответствующем направлении, либо согласны начать работу в этом русле. В последнем случае также развивается параллельная с грантами схема контрактов, когда государство «нанимает» НГО, чтобы она выполнила ту или иную задачу.

В соответствии с этими двумя подходами выявляются базовые модели взаимодействия НГО с государством. В первой государство – это один из многочисленных и разнообразных спонсоров организации; во второй НГО и государство вступают в партнерские отношения. Второй вариант предполагает более жесткий контроль над распределением средств и выполнением обязательств, которые берет на себя НГО при получении финансирования. В этом случае государство может не только требовать соблюдения определенного регламента, но также и регулировать количество штатных сотрудников организации и назначать для НГО со своей стороны консультантов/контролеров, которые отслеживают ее деятельность и направляют ее в нужное русло. Такая схема может существенно ограничивать возможности НГО. В ряде стран (в первую очередь, в Скандинавии) это решается за счет образования зонтичных организаций, в рамках которых действуют НГО. При такой конфигурации зонтичная организация выступает посредником между входящими в нее проектами и государством и выполняет контролирующую функцию. Недостаток этой схемы в том, что она в значительной степени основана на доверии. Достоинство – в том, что давление государства встречает некоторое препятствие.

Каким бы ни был основной подход, распределение обычно осуществляется на основании определенных критериев. Зачастую здесь большую роль играет репутация НГО. Иными словами у старых, крупных и зарекомендовавших себя организаций, в соответствии с этим принципом, шансов на получение господдержки заведомо больше, чем у новых небольших проектов. Особенно это значимо в странах англо-саксонского мира, где гранты распределяются преимущественно на конкурсной основе. Также в ряде случаев это затрудняет формирование национальных НГО в развивающихся странах, где уже обосновались и укрепились влиятельные международные НГО. В ряде случаев такой дисбаланс открыто формулируется как проблема, требующая оперативного решения. Часть решения обычно усматривается в увеличении прозрачности схем и критериев распределения государственного финансирования.

В заключение своего отчета авторы прогнозируют дальнейшее развитие схем, при которых государство сотрудничает с НГО на контрактной основе и, вероятно, снижение роли грантов. Также они выражают надежду, что власти в дальнейшем будут уделять особое внимание развитию и поддержанию национальных НГО.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).