будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КНДР
Июль 12, 2025
Мир
Ланьков Андрей

Ритуал публичного разоблачения

Ритуал публичного разоблачения
1
Собрание с участием Ким Ир Сена. Конец 1940-х гг.

Мы продолжаем публикацию цикла статей замечательного корееведа, аssociated professor университета Кукмин (Сеул) Андрея Ланькова о том, как жила Северная Корея при Ким Ир Сене, когда она была самым огосударствленным обществом в мировой истории.

См. также:

  • Самоизоляция
  • Коммерция при Ким Ир Сене 
  • Жизнь по карточкам
  • Первичная ячейка корейского управления
  • Всеобщая «организационная жизнь»
  • Корейский зерновой паек
 
Андрей Ланьков

Помню, как один советский специалист, побывавший в Северной Корее в семидесятые, высказался о том, что довелось ему там увидеть. Он сказал: «Они там не столько работают, сколько друг другу пипханы вставляют». Корейское слово «пипхан» означает «критика». Действительно, Северная Корея 1960-80-х годов, то есть КНДР времён «развитого кимирсенизма», была страной, в которой собрания критики и самокритики достигли такой интенсивности, у которой, пожалуй, нет прецедентов в мировой истории.

Невероятное пристрастие ко всякого рода«пипхану»изначально попало в Северную Корею из Китая, который, наряду с Советским Союзом, был одной из двух стран, оказавших на формирующийся кимирсеновский режим самое серьёзное влияние.

Поначалу в организации разнообразной и критики и самокритики не наблюдалось никакой особой системы и стандартизации – критиковали, как бог на душу положит. Однако в конце шестидесятых, когда кимирсеновская Северная Корея стала принимать свои весьма специфические очертания, в стране окончательно сформировался и такой своеобразный институт как регулярные собрания «сэнхвальчхонхва». Перевести это название на русский язык достаточно сложно, но буквально оно означает что-то вроде «подведение итогов жизни» или же «упорядочивание жизни». Однако на практике закрепился описательный перевод этого названия, достаточно далекий от оригинала в лингвистическом отношении, но вполне приемлемый и точный по сути – «собрания самокритики и взаимной критики».

Такие собрания полагалось проводить во всех корейских «организациях» один раз в неделю. Напомню, что под «организацией» имеется в виду не трудовой коллектив, а созданная на базе этого коллектива партийная, профсоюзная или комсомольская первичная организация. В некоторых идеологически важных отраслях собрания критики и самокритики проходили и чаще. Например, артистам и другим работникам искусства, как публике наиболее подверженной всяким колебаниям и извращениям, было положено критиковать друг друга каждые два дня. С другой стороны, северокорейским крестьянам (то есть, работникам сельхозкооперативов) позволялось проводить собрания реже – раз в 10 дней. Отчасти это отражало и сравнительную малую значимость крестьянства, а отчасти – просто было вызвано тем, что в Северной Корее в основе организации труда в деревне лежит не импортная семидневная неделя, а традиционная для стран Восточной Азии декада-десятидневка.

«Собрания самокритики и взаимной критики» были чрезвычайно форматизированы. Сначала все участники собрания должны были выступить с короткой, на 1-2 минуту, речью. Эту речь следует начать с цитаты из какого-нибудь произведения Великого Вождя Ким Ир Сена (с конца восьмидесятых стали использоваться и цитаты из работ его сына, Любимого Руководителя Ким Чен Ира). После этого выступающий должен признать 1-2 проступка, которые он совершил в течение этой недели, и выразить раскаяние по поводу этих поступков. В заключение он должен был пообещать, что в будущем он исправится и постарается не совершать подобных прегрешений.

Типичное выступление в студенческой группе году примерно в 1975 звучало следующим образом: «Великий Вождь Маршал-Отец товарищ Ким Ир Сен учил нас, что главной задачей каждого студента является учеба. К сожалению, я не усвоил этих указаний Великого Вождя в полной мере, поэтому в прошлый вторник я пришёл на семинар по сопромату, не подготовившись к сообщению должным образом, и получил двойку. Я буду ещё более добросовестно изучать труды Великого Вождя Маршала-Отца товарища Ким Ир Сена и тщательно готовиться по всем семинарским занятиям».

После каждого покаянного выступления с самокритикой должна была быть проведена и «товарищеская критика». Заключалась она в том, что кто-то другой из членов данной «организации» должен был выступить с обличительной речью в адрес того человека, который только что покаялся. Структура товарищеской критики была такой же, как и покаяния. Следовало начать с цитаты из Ким Ир Сена, после этого надо было упомянуть тот или иной предосудительный проступок, совершенный критикуемым, после чего следовало посоветовать провинившемуся больше работать над собой и не допускать повторения подобных нарушений в будущем.

Надо сказать, что подобные собрания критики и самокритики стали превращаться в некий спектакль еще в те времена, когда Маршал-Отец был жив и здоров. В большинстве случаев участники собраний не признавались в совершении каких-либо серьёзных проступков, раскрытие которых могли бы привести к сколь-либо заметным неприятностям. Речь в выступлениях всегда шла о мелких прегрешениях – опозданиях на работу, неподготовленном домашнем задании, повышенном проценте брака и т.д.

«Товарищеская самокритика» тоже носила характер спектакля. Как правило, критикуемый и критикующий заранее договаривались о том, кто, кого и за что будет критиковать, равно как и решали, какие именно обвинения должны будут прозвучать.

Впрочем, сводить «собрания самокритики и взаимной критики» к пустому ритуалу было бы ошибочным. Они всё-таки оказывали немалое давление на своих участников. Кроме того, всегда существовала вероятность того, что собрание выйдет из-под контроля и на нём действительно вскроется нарушение куда большего масштаба. Поэтому регулярное проведение собраний напоминало северокорейцам о том, что, во-первых, необходимо быть осторожным, а, во-вторых, следует тщательно выполнять многочисленные указания Великого Вождя и его сына, Любимого Руководителя.

Ланьков Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).