будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
«Росатом» Сбербанк
Июль 19, 2025
Наука
Сакоян Анна

Управление знаниями

Управление знаниями
_B013744

Идея управления знаниями исходит из предпосылки, что существует большое количество неочевидной, но доступной информации, которая может помочь в работе, значительно повысив её эффективность. Иными словами, существует большой ресурс знаний, которым можно (а иногда и необходимо) воспользоваться – например, в интересах развития корпорации. В обычной ситуации эти знания разрозненны и неупорядочены. В использовании велика роль случайности и везения — кто-то кого-то удачно спросил, попался под руку нужный документ и т.п. Говоря практически, речь идет о том, чтобы создать схему навигации по наличным источникам знаний, с помощью которой все участники коллективного процесса могли бы быстро и без больших усилий находить необходимую информационную поддержку.

При этом возникает множество проблем. Во-первых, не существует консенсуса по поводу того, что именно имеется в виду под «знанием» в этом контексте — в каждом конкретном случае могут пониматься разные вещи. Во-вторых, как следствие, возникает проблема с определением того, какие знания нужны, а какие не нужны. В-третьих, когда заходит речь о прикладных знаниях как о предмете товарооборота, возникает проблема формализации и измерения этих нематериальных и первоначально несистематизированных объектов. Далее следуют многочисленные вопросы технического воплощения, благодаря которому эти знания выявятся и станут применимы на практике. Варианты ответов на эти вопросы зависят от того, каким образом в каждом конкретном случае решаются более общие проблемы. Так или иначе, эта первоначально весьма хаотическая область общими усилиями упорядочивается.

«Существует три сегмента управления знаниями, - объяснял Вячеслав Першуков, заместитель генерального директора — глава Дирекции по научно-техническому комплексу “Росатома”. - Первое: надо всё оцифровать, идентифицировать, повесить номерочек и структурировать. Это управление контентом. Второе: это же люди. С людьми надо общаться — как иначе эти знания возникают? Люди должны добровольно их выразить, описать, сформулировать или сообща подтвердить, продиагностировать. Это общение, коммуникация. Это управление непосредственно сообществом. А третье — это юридические вопросы: надо же продать то, что оцифровали, нагенерировали и зафиксировали». В последнем случае большую роль играют программы стандартизации, цель которых состоит в том, чтобы создать инструмент для фиксации и измерения единиц, составленных из «знаний».

Оцифровкой, например, сейчас активно занимается Управление интеграции инженерных систем при Департаменте энергетики США. Потребность в такой работе мотивируется тем, что инфраструктура в энергетике сейчас разрушается, потому что из-за радикальной смены носителей большие пласты зафиксированного — например, на бумаге — опыта становятся недоступными для молодых специалистов, которым нужно быстро находить необходимые данные среди большого количества имеющихся. Даже при наличии внушительного архива, где хранятся отчеты и исследования многолетней давности, оперировать таким количеством бумажных материалов очень трудно. Кроме того, какая-то часть этой информации, конечно, устарела, а что-то, наоборот, может быть жизненно важно. Поэтому материалы сейчас разбирают, фильтруют и всё ценное оцифровывают, а затем вносят в электронную базу, упрощая тем самым поиск. Другой вопрос — кому эта база будет доступна. Одно дело открыть студентам и специалистам, другое дело — всему миру. Эта тема пока еще обсуждается. Однако инструмент для обмена данными и их поиска уже фактически готов.

Откуда берутся знания

Теперь перейдем к обмену знаниями между людьми. Существует множество различных подходов к вопросу о том, какие знания нужны, из каких голов и каким образом их извлекать.

Есть некоторое множество людей, располагающих релевантным опытом. Далее начинаются вариации.

Один из вариантов представляет собой, например, проект «Сбербанк-краудсорсинг». Как гласит название, в этом случае акцент был сделан на экстенсивном сборе опыта с широким охватом аудитории. Цель проекта — черпать идеи как изнутри (это собственно штат сотрудников банка, насчитывающий в общей сложности 240 000 человек), так и извне — от клиентов, которых набирается порядка 70 млн.

Немаловажной частью внешней стороны проекта стала разработка удобной платформы, для мозгового штурма и высказывания мнений. Сразу следует сказать об ограничениях. К высказыванию соображений приглашаются все, у кого есть доступ в Интернет, но приглашение представляет собой анонс предстоящего конкурса идей, для участия в котором нужно зарегистрироваться. После того, как период регистрации завершен, в обсуждении принимают участие только те, кто зарегистрировались. Далее их идеи оценивают эксперты и решают, какие из них имеет смысл взять на вооружение. Осенью завершился конкурс «Очередей.Нет!», оказавшийся, по словам представителей Сбербанка, очень плодотворным.

Здесь следует оговорить, что краудсорсинговый подход к сбору знаний при всей своей привлекательности не может быть универсальным. Для банка, которому важно знать мнение клиентов, чтобы оптимизировать обслуживание в отделениях, это может быть очень эффективным методом, потому что для усовершенствований тут важны не только (и в ряде случаев - не столько) экспертиза, сколько личный опыт людей, пользующихся банковскими услугами. Но в области энергетики, например, никакого краудсорсинга быть не может: здесь решения принимать только эксперты, причем тщательно отобранные, так как речь идет об обеспечении безопасности.

Web 2.0

Большим потенциалом в плане обмена опытом обладают технологии Web 2.0. Йоханнес Мюллер (Johannes Müller), старшей менеджер по управлению знаниями в Siemens Switzerland, успешно ввёл такую модель в корпоративных масштабах. Здесь полем для сбора знаний стал кадровый состав корпорации, а его техническим инструментом — социальная сеть References+, находящаяся в корпоративном интранете. Главное достоинство такого формата, помимо технической привычности для пользователей, в том, что он допускает и поощряет неформальное взаимодействие, которое считается питательной средой для кристаллизации знаний. Помимо этого, система позволяет её участникам быстро узнавать актуальные для них новости по проектам или рынку, а также находить среди своих многочисленных сотрудников (в настоящее время в сети зарегистрировано 9200 пользователей из 75 стран, где находятся компании Сименса) экспертов по тем или иным вопросам, с которыми можно тут же связаться (если человек в сети, это отображается) и проконсультироваться, дабы не тратить время на самостоятельный поиск ответов и не совершать ошибок по неопытности.

Пользователи сети могут «френдить» заинтересовавшие их аккаунты и дальше отслеживать онлайн-деятельность, а также вступать в переписку с коллегами через встроенный чат, комментарии к записям или личные сообщения. Кроме того, в системе есть форумы, на которых можно обсуждать вопросы сообща, и микроблоги — уже совсем неформальный жанр, где сотрудники могут по настроению делиться своими бытовыми впечатлениями или высказывать свои инновационные соображения.

Общение в этой международной сети происходит преимущественно по-английски. Технические возможности системы позволяют обмениваться электронными данными самых разных форматов. Здесь можно вспомнить о проекте «Виртуальное Сколково», который предполагает сходную организацию среды для генерирования идей и обмена опытом.

Скрытые знания

Основное предназначение систем управления знаниями состоит в том, чтобы знания, которые локализованы непредсказуемым образом и, как следствие, труднодоступны, стали достоянием коллектива. Иначе говоря, в исходном состояния знания невидимы, то есть скрыты. Если человек что-то знает, это его внутреннее достояние. Во-первых, он может не знать, что это его опыт кому-нибудь нужен. Во-вторых, у него может не быть каналов, по которым это знание можно было бы передать. В-третьих, чтобы поделиться своими соображениями, многим нужна мотивация. В каждом конкретном случае системы управления знаниями разрабатывают свой подход, заточенный под потребности и особенности того или иного контекста.

Скажем, в случае с корпоративным интранетом Сименса одним из важнейших стимулов к обмену знаниями считается интерес и радость человеческого общения. С другой стороны, Сбербанк предлагает материальную мотивацию. Сотрудникам дают денежную премию, если их предложения по оптимизации работы банка будут использованы — как по всей стране, так и на региональном уровне. В краудсорсинговой части проекта работает система бонусных баллов (1 балл = 1 рубль, максимальная призовая сумма — 30 000 баллов), которые пользователи получают за перспективные идеи, а в дальнейшем могут потратить их магазинах-партнерах программы. Помимо материальных стимулов, сулят благодарственные встречи с банковским руководством, приглашения на семинары и конференции и бесплатный допуск к сбербанковским образовательным программам.

Проблемы с извлечением неявных знаний существует и на экспертном уровне. «Если просто так подойти к эксперту и спросить: "Ну, что ты знаешь?" - он вам ничего не скажет, - сказал «Полит.ру» эксперт по управлению ядерными знаниями МАГАТЭ Янко Янев. - Лучше всего найти другого эксперта, который может задать подходящие вопросы. Скрытые знания обычно вылавливают внутри хорошей команды, в которой эксперты ведут между собой разговор».

Янев считает, что если в бизнесе системы управления знаниями они просто полезны, то в области энергетики они жизненно необходимы в интересах безопасности. «Когда мы начинали ими заниматься десять-двенадцать лет тому назад, многие говорили, что это что-то такое надуманное, модернистское. А теперь почти все внедряют у себя это управление знаниями. Думаю, Международное агентство скоро выпустит международный стандарт безопасности, и все будут обязаны вводить у себя такие системы».

Сакоян Анна
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).