В ходе реставрации портрета Дианы Сесил, жившей в XVII веке, правнучки главного советника королевы Елизаветы I Уильяма Сесила, после удаления краски, которая искусственно увеличила ее морщины и опустила линию волос, были обнаружены ее первоначальная тонкая верхняя губа и высокий лоб. Также реставраторы нашли подпись художника и дату, спрятанные в складках драпировки: Корнелиус Джонсон, 1634 год.
Это портрет является одним из двух портретов Дианы Сесил, хранящихся в Саффолкской коллекции — группе из 400 работ, преимущественно портретов аристократов и членов королевской семьи, а также других шедевров таких художников, как Вермеер, Тёрнер и Рембрандт, собранных семьей Ховард с XVII по конец XX века. Сестра Дианы Элизабет была замужем за представителем этой семьи, поэтому ее портреты и попали в коллекцию. Величайшие портреты Саффолкской коллекции — это девять полнометражных работ ведущего портретиста якобинской эпохи Уильяма Ларкина, один из которых — портрет Дианы Сесил 1614 года, написанный, когда ей было около 15 лет. Ее высокий лоб и тонкая верхняя губа заметны даже в таком юном возрасте.
Диана Сесил считалась одной из величайших красавиц своего времени. К ее красоте добавлялось наследство размером в 30 тысяч фунтов стерлингов, так что она была весьма желанной невестой. Она выходила замуж дважды. Сначала за Генри де Вера, 18-го графа Оксфорда, свадьба состоялась в 1624 году, всего за год до его смерти от лихорадки. Второй раз — в 1629 году за Томаса Брюса, которого король Карл I в 1633 году сделал первым графом Элгином. Диана Сесил умерла 26 февраля 1654 года. Муж велел выстроить в ее память Мавзолей Эйлсбери на кладбище церкви Святой Марии в Молдене, Бедфордшир. Внутри Мавзолея находится памятник Диане от ее мужа Томаса Брюса и его внука Эдварда Брюса.
Мавзолей Эйлсбери признан архитектурным памятником. А вот скульптурное изображение Дианы внутри него вызывало иронические отзывы знатоков искусства. Диана изображена стоящей по колени в своеобразном мраморном сосуде, вроде ванной. Гораций Уолпол, посетивший мавзолей в 1771 году писал: «В двух милях от Хоутон-парка находится мавзолей Брюсов, где я увидел самый нелепый памятник одной из предшествующих леди Эйлсбери, какой только можно себе представить. Посреди восьмиугольной часовни находится могила Дианы, графини Оксфордской и Элгин. На огромном громоздком постаменте из белого мрамора возвышается цистерна из черного мрамора; буквально цистерна, которая могла бы служить столовой. Посреди всего этого, по колени, стоит ее светлость в белом домино или саване, с поднятой левой рукой, давая благословение». Местные жители прозвали памятник «дамой в чаше для пушна».
Подвергшийся теперь реставрации портрет был написан всего через год после второго брака Дианы. Помимо портретов из Саффолкской коллекции, известны портреты Дианы Сесил, написанные другими художниками: Паулем ван Сомером, Корнелисом Янсенсом, неизвестным автором и, возможно, Антонисом ван Дейком (личность модели на портрете его работы служит предметом дискуссий).
Картины Саффолкской коллекции, находящейся сейчас введении организации English Heritage, выставлены в Кенвуд-Хаусе, величественном особняке в неоклассическом стиле в Хэмпстеде. Портрет Дианы Сесил значительно пострадал от того, что его хранили свернутым, повредив красочную поверхность, а старый лак на портрете пожелтел, сделав тусклыми некогда блестящие цвета. Удаление этого лака обнажило подкраску ее губ и волос, сделанную, вероятно, в конце XIX или начале XX века в неудачной попытке восстановить часть повреждений, нанесенных при сворачивании холста, и обновить внешний вид картины в соответствии со стандартами красоты того времени.
Реставратор коллекций изобразительного искусства фонда English Heritage Элис Тейт-Харт, рассказывает: «Как реставратор картин, я часто поражаюсь ярким и насыщенным цветам, которые проявляются, когда я снимаю старый, пожелтевший лак с портретов, но узнать, что черты лица Дианы так сильно изменились, было, конечно, сюрпризом! Хотя первоначальная причина перекрашивания могла заключаться в том, чтобы скрыть повреждения от сворачивания портрета, реставратор определенно добавил свои собственные предпочтения, чтобы "подсластить" ее лицо. Надеюсь, я воздала должное Диане, удалив эти дополнения и представив миру ее естественное лицо».
Отреставрированный портрет Дианы Сесил будет выставлен рядом с портретом ее второго мужа Томаса Брюса в Кенвуд-хаусе 30 ноября.