будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна

Николай Петров: «Эффективность власти катастрофически снижается»

Николай Петров: «Эффективность власти катастрофически снижается»
petrov-556
Николай Петров. Источник: sochiol.ru

Член научного совета московского центра Карнеги Николай Петров рассказал «Полит.ру», почему считает июльские политические законы контрпродуктивными, а систему власти - неэффективной. Но, по мнению политолога, отчаиваться не стоит: в отношениях власти и общества наметилась четкая положительная динамика.

Николай Владимирович, многие эксперты утверждают, что ужесточения наказаний за нарушения при проведении митингов, изменения законов о СМИ, НКО и возвращение уголовного преследования за клевету связаны с тем, что власть оказалась напугана протестным движением. Согласны ли вы с этим и являются ли, по-вашему, эти меры адекватными реальной политической ситуации?

Все достаточно прозрачно. Власть с большой тревогой относится к протестам. Коль скоро 6 мая она увидела, что с завершением выборов они никуда не делись, то стала предпринимать какие-то меры. Проблему я вижу в том, что вместо устранения причин, которые связаны с политической системой, остро нуждающейся в политической модернизации, власть просто делает все, чтобы убрать людей с улиц. И законы эти, на мой взгляд, совершенно не решают ситуацию. Мы это видим уже и будем продолжать наблюдать осенью.

Есть мнение, и оно уже было неоднократно озвучено, что Россию ждет волна репрессий, сравнимых с самыми мрачными примерами советского прошлого.  Вы считаете такой исход вероятным?

Пока можно, скорее, говорить о том, что для резкого закручивания гаек подготовлено все - организационно и инфраструктурно. Думаю, окончательно решение будет принято в октябре, когда станет понятно, может ли в ходе региональных выборов нынешняя система справляться с той задачей, которая перед ней стоит. Если окажется, что нет, то в середине октября мы можем увидеть, как эти законы будут пущены в ход или, напротив, будет взят курс на политическую модернизацию.

А деньгами власть протестам противостоять уже не может, устраивая все более масштабные митинги в пику оппозиции, мобилизуя тысячи сторонников административным ресурсом и поэтому идет путем ограничений и запретов?

Следует обратить внимание, что волна протестов поднялась на пике популистской предвыборной политики. И тут стало понятно, что деньгами делу не поможешь, даже если вливать их все больше и больше. А самих денег при этом больше не становится. Это серьезная проблема. Обычно политический цикл предполагает, что при приближении выборов власть проводит популистскую политику, сорит деньгами, а когда выборы прошли, можно это прекращать. Сейчас, когда легитимность власти после выборов не увеличилась, она оказывается в ситуации, когда вынуждена и дальше проводить популистскую политику. При этом популистская политика может ситуацию консервировать, но не может ее улучшить для власти. Отсюда и приходит решение другого пути, пути запретов.

Чем власть рискует, выбирая такой путь?

Риск очевиден. Как это с гайками бывает, если их сильно закрутить, можно сорвать резьбу и тогда просто утратить контроль над ситуацией. Последние полгода власть использовала исключительно на то, чтобы реагировать на текущие вызовы, и реагировать неправильно. И теперь эти полгода – время потерянное для страны, для экономики. Результат этих реакций скорее даже отрицательный, чем нулевой. И дальше, если рычагами власти не начнут пользоваться с умом, возникает риск эти рычаги вовсе утратить.

Но проблема лишь отчасти заключается во взаимоотношениях власти и общества. Есть еще проблема эффективности самой власти. Сейчас эффективность власти катастрофически снижается из-за того, что нет механизмов публичной политической конкуренции и общественного контроля. Нынешняя власть построена так, как это было возможно до кризиса, когда казалось, что вся проблема в деньгах, и если денег много, то ни парламент не нужен, ни работающая конституция, и любовь граждан всегда можно купить. Сейчас это уже не работает и проблема состоит в принципиальном пересмотре этого подхода.

Вице-спикер Госдумы, заместитель секретаря генсовета партии «Единая Россия» Сергей Железняк заявил «Полит.ру», что эти законы, напротив, должны стимулировать развитие публичной политики. Может, он в чем-то прав? Может быть этот, так сказать, пресс, создавая давление поможет каким-то положительным трансформациям в обществе?

Законы приняты, но жизнь продолжается. И если положить на землю камень, то и из-под него какая-то трава пробивается. Но способствует ли наличие этого камня росту травы? Думается, что нет. Эти законы контрпродуктивны для общества, это понятно, но и для власти они тоже контрпродуктивны. В случае, когда власть захочет свернуть с этого пути, снова потребуются силы и время. Так что никакого особенного позитива в этих законах нет, но и отчаиваться тоже не стоит.

Как же тут не отчаиваться, если эксперты и политологи в один голос заявляют, что в России уже давно сформировался авторитаризм, который текущими политическими судебными процессами и вышеназванными законами сегодня просто снимает маску. Вы не согласны с тем, что все происходящее на самом деле логично и предсказуемо?

Эти шаги можно было ожидать, но они не были неизбежными и даже сейчас ситуация не является необратимой.  Да, есть база, которую власть приготовила для закручивания гаек, но дальше все равно все упирается в политическое решение. И правоприменение мне сегодня представляется не менее, а может быть и более важным, чем эта база. Всегда есть надежда, что власть, не желая абстрактного добра гражданам, а просто повинуясь инстинкту самосохранения, начнет вести себя более взвешенно и более разумно.

Такая надежда есть, и более того, если принципиально рассматривать два пути, один из которых - усиление авторитаризма, а другой – некой политической либерализации, то может оказаться, что особенного выбора у власти и нет. Для того, чтобы выстраивать действующую и эффективную авторитарную систему, необходимо заставить пойти на самоограничение в свободах, в первую очередь, политическую элиту, к чему элиты, как мне кажется, абсолютно не готовы. Этот путь для власти сегодня практически закрыт. Власть может грозить, но в реальности политические элиты сами на ограничения своей свободы не пойдут.

То есть сталинизма у нас не получится, поскольку угроза конфликта элит будет склонять власть к либерализму?

Если взять сталинскую систему, как пример авторитарной и устойчивой системы, то мы видим, что стабильностью она во многом обязана механизмам чисток в политических элитах. Без них очень сложно поддерживать даже видимость эффективной работы системы, лишенной публичной политической конкуренции. Элита сейчас пытается совместить возможности получать деньги в России и тратить их на Западе, держать там капиталы, учить детей и так далее. При усилении авторитаризма этот способ жизни окажется для представителей элиты закрыт. К Белорусскому варианту, когда большинство чиновников и политиков оказываются не выездными, и лишись всего, что накоплено за границей, думаю, никто из представителей российских элит сегодня не готов. А без этого авторитарную систему не удастся поддержать в работоспособном состоянии.

И эта неготовность элит жить в условиях неодобрения зарубежным сообществом является сегодня единственным позитивным фактором, или есть что-то еще, что позволяет надеяться на улучшение ситуации?

Мне кажется, позитива много. Просто не нужно его искать в действиях власти, хотя и там можно что-то найти. Например, вполне позитивно выглядит попытка улучшить если не внешнюю конкуренцию, то хотя бы внутреннюю, посредством праймериз «Единой России».

Но главный позитив в том, что у нас появилась политическая динамика. У нас восстанавливается публичная политика: люди выходят на улицы без злобы, без намерения бить стекла или кому-то лица, а вполне доброжелательно глядя друг на друга. Это и есть главный позитив. Закончился период стагнации, когда у людей не было никаких особых надежд на будущее, кроме как связанных с добрым царем. Отношения власти и общества сегодня конфликтные, но они развиваются. А раз есть динамика, то есть и надежда на лучшее.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).