Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев подал в отставку, сославшись на невозможность работать с таким грузом на душе, как после пожара в Кемерово. Временно исполняющим обязанности губернатора стал его заместитель Сергей Цивилев.
Речь идет о пожаре, произошедшем 25 марта в торговом центре «Зимняя вишня». В этом пожаре погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок: в ТЦ существовали игровая комната, контактный зоопарк и два кинозала, куда дети ходили на мультфильмы. После пожара Тулеевым был отправлен в отставку вице-губернатор Алексей Зеленин. Тогда же была отправлена в отставку начальник департамента внутренней политики администрации Кемеровской области Нина Лопатина.
Что касается непосредственных виновников гибели людей, то в отношении них еще идет следствие. Однако политологи говорили, что дальнейшее пребывание Тулеева на посту руководителя областной администрации маловероятно, поскольку в его состояние здоровья уже довольно долгое время вынуждало размышлять над вопросом о его возможном преемнике. По оценке политологов, с отставкой Тулеева не спешили главным образом потому, что тот умел наладить связи с местными элитами и управлять ситуацией в столь сложном регионе, как Кемеровская область.
Непосредственно же Сергей Цивилев был назначен вице-губернатором Кемеровской области 2 марта, всего за 23 дня до пожара. Однако именно он, в отсутствие губернатора Тулеева, выходил к кемеровчанам, устроившим митинг перед зданием администрации области. Тогда Цивилев, по сообщениям СМИ, даже вставал перед собравшимися родственниками погибших на колени, чтобы попросить прощения (как он сам утверждал в беседе с корреспондентом газеты «Коммерсантъ», преклонил одно колено в знак уважения к памяти погибших).
Некоторые аналитики полагали, что тем самым Цивилев поставил крест на своей дальнейшей карьере чиновника. Однако дальнейшие события показали, что этот вывод мог быть преждевременным или ошибочным. После этого СМИ припомнили, что Цивилев, бывший военный, ушедший в бизнес, в свое время был бизнес-партнером российского миллиардера Геннадия Тимченко и друга президента России Владимира Путин. Как пишет интернет-издание «Медуза», будучи генеральным директором компании «Колмар» (30% акций которой принадлежат структурам Тимченко), Цивилев и сам общался с Путиным.
После назначения врио губернатора Цивилев уже пообещал кемеровчанам наказать виновных в пожаре.
Прокомментировать «Полит.ру» ситуацию, в которой оказался Цивилев, согласился Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Российской Федерации. По его мнению, перед Цивилевым будет стоять достаточно сложная задача, и хотя он может рассчитывать на поддержку со стороны федерального центра, все же самым сложным будет не допустить дестабилизации в регионе со сменой губернатора.
«Что касается господина Цивилева, то ему нужно будет демонстрировать свою профессиональность сразу на двух направлениях. Первое направление — это диалог с представителями бизнес-элиты, и не только местной: в регионе присутствуют интересы минимум пяти угольных всероссийских компаний. Господину Цивилеву придется выстраивать этот диалог с крупными игроками: Тулееву это удалось, а получится ли у Цивилева, посмотрим.
У него есть поддержка в лице Геннадия Тимченко, "одной из кремлевских башен". Так что тут ему будет проще. А сложнее ему будет в вопросе личной харизмы. Тулеев свои отношения с бизнесом и населением во многом выстраивал именно за счет харизмы, он был очень харизматичен. Это свойство будет необходимо и Цивилеву, потому что население области — это горняки, шахтеры — люди с особым менталитетом, они слабаков не любят. А под "слабаком" они нередко подразумевают любого человека, который пытается говорить спокойно и оперировать рациональными категориями.
То есть тут нужны люди, которые могут стукнуть кулаком по столу и тому подобное. Может ли такое сделать господин Цивилев? В принципе, я в этом не уверен. Хотя думаю, что своим вставанием на колени он продемонстрировал, что готов адаптироваться.
Однако перед Цивилевым стоит достаточно сложная задача, потому что у него есть, что называется, "эффект высокой базы": его предшественник обладал и способностями публичного политика, и талантами аппаратчика, который мог договориться с различными бизнес-группами и заставить их работать на социальную модель. И здесь новый глава области попадает в ту же ловушку, в которую сейчас попадают на федеральном уровне: режим в Кузбассе сложился явно персоналистский, и потому если меняется персона, стоящая во главе этого режима, то сам режим в любом случае будет трансформироваться.
Нельзя думать, что в этой ситуации одного человека можно поменять на другого, и все останется по-прежнему. Другого такого же человека вы не найдете, так что в любом случае режим в Кемеровской области будет изменяться, даже если господин Цивилев хорошо себя покажет на обоих направлениях. Здесь самое главное — сохранить контроль над такой трансформацией, над ситуацией в условиях этих изменений. Но это и самое сложное.
Повторю: второго Тулеева нет, а в персоналистском режиме замена лидера всегда чревата дестабилизацией, каким бы сильным ни был сменщик. Конечно, Тулеев в последнее время был нездоров, но все еще воспринимался как сильный и деятельный политик: отчасти в результате предшествовавших достижений, отчасти потому, что он намеренно минимизировал прямое общение с населением. Даже его неприезд к пострадавшим при пожаре был обусловлен не тем, что он испугался чего-то — он был уже достаточно опытным политиком и не боялся. Но он не хотел, чтобы его видели слабым, в плохом состоянии — это могло бы больше ударить по его легитимности, по способности влиять на процессы.
Да, это был уже не прежний Тулеев, но с помощью своего багажа и с помощью "заточенных" под него медиа удавалось сохранять харизму и остатки влияния. Но это уже была харизма синтетическая, так скажем, а не естественная. Однако даже эта синтетическая харизма связана лично с ним и не может распространяться на его преемника. Преемник должен демонстрировать свою собственную харизму, либо вес же трансформировать режим управления.
Хороший пример такого рода мы видели в Венесуэле с президентами Чавесом и Мадурой. У Чавеса была своя харизма; у Мадуро ее нет, и хотя система управления та же самая, все пошло прахом. Конечно, Кемеровская область — не Венесуэла, там будет действовать внешний фактор, плюс есть ресурс для перестройки всей этой системы — с учетом того, чьим протеже является новый глава области. То есть поддержка из федерального центра ему будет, вопрос только в том, какими будут ее границы», — сказал Павел Салин.