будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
экономика
Май 20, 2025
Хозяйство
Баранов Михаил

О тупиках стратегии lose-lose в России

О тупиках стратегии lose-lose в России
economic
Спад темпов роста экономики России 2012-2013 гг

Новостная лента не перестает давать отличные иллюстрации для анализа экономической политики правительства. За бессмертной фразой «Хотели как лучше, а получилось как всегда» скрывается четкое описание процесса принятия решений в отечественной экономике в отсутствии системного подхода. Все, о чем писалось в прошлой статье про экономику, видимо, беспокоит наше правительство, но несистемные меры не приводят к результату. Более того, вместо классической модели «win-win» (взаимного выигрыша), принятой в качестве критерия эффективности экономических решений, у нас успешно реализуется модель «lose-lose» (взаимного проигрыша). Речь идет, разумеется, о взаимном проигрыше и для правительства (для государственного бюджета), и для бизнеса.

Напомним, какие меры ранее предлагались правительством:

  • Замедление роста тарифов (вместо их снижения) до 5-6% в год, т.е. повышение на 17% за три года
  • Ослабление курса рубля до 35 рублей за доллар в 2016, т.е. на 6% за три года
  • Освобождение 143 (!) предпринимателей по амнистии (последние данные от ФСИНа по итогам июля-августа)

Так как это не решает практически никаких проблем, то, как и следовало ожидать, экономика на подобные «меры поддержки» отреагировала предсказуемо – дальнейшим замедлением.

Правительство - видимо, понимая недостаточность предложенных мер, - пошло на более серьезные шаги. Шестого сентября глава правительства Российской Федерации  Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть возможность отказа от повышения тарифов для 2014 года.  Понятно, что это касается тарифов «естественных» монополий - таких известных, как ОАО «Газпром» на газ, ОАО « РЖД» – на грузоперевозки, ОАО «Российские сети»  – на передачу электроэнергии, а также о тарифах на тепло и свет для населения. Это реакция на то, что промышленность в 2013 году начала снижать нагрузки, а то и останавливать предприятия.

«Заморозка тарифов естественных монополий в 2014 году замедлит инфляцию в стране», -  заявил глава Росстата Александр Суринов. Минфин уже поддержал идею остановки роста тарифов, но, естественно, Минтранс высказался против, Минэнерго же выступило более сдержанно -  за индексацию тарифов в пределах инфляции.

Глава РЖД Владимир Якунин, сразу перешел в наступление, объявив, что заморозка тарифов может сократить инвестиционную программу РЖД на 2014 год в 4 раза, и РЖД будут вынуждены урезать затраты за счет объемов ремонта инфраструктуры и сокращения порядка 60 тысяч сотрудников. Помимо этого утверждается, что нулевая индексация тарифов влечет риски ухудшения безопасности железнодорожных перевозок.

Надо заметить, что постоянный рост тарифов привел наши  естественные монополии к падению рентабельности. Чистая прибыль РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета за первое полугодие сократилась более чем в 4 раза — до 8,2 млрд руб., - говорится в отчете РЖД. Себестоимость РЖД выросла на 3,6% — до 622,3 млрд руб., «прочие расходы» — на 41%. (Что включают в себя «прочие расходы» — компания не раскрывает). Выручка компании увеличилась всего на 0,1%, что при выросшем тарифе наглядно иллюстрирует падение грузоперевозок. «Погрузка за январь-июль 2013 года, по оперативным данным…на 3,5% меньше, чем за аналогичный период 2012 года». В том же пресс-релизе РЖД прекрасно показано падение эффективности: «Грузооборот с начала 2013 года составил 1251,4 млрд. тарифных тонно-км (-2,9%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — 1602,5 млрд. тонно-км (‑1,1%)». Поясним – грузооборот упал на 3%, а пробег порожняка вырос на 6%!

ОАО «Газпром» выступает в том же духе. По  представленному отчету по МСФО за 1-й квартал 2013 г. поставки газа «Газпромом» внутри страны упали на 9,3%. «Доход от продаж газа внутри страны увеличился на 4.2% за счет роста отпускных цен при уменьшившихся физических объемов поставок».

Что же означают цифры из этих отчетов? Это классическая «ценовая ловушка». Компания обнаруживает падение прибыльности - и, вместо снижения издержек, начинает поднимать цены. Выручка растет, но натуральный объем продаж падает из-за падения спроса. Из-за падения натурального объема продаж себестоимость увеличивается - и прибыльность снова падает. Компания продолжает повышать цены, спрос продолжает падать - и, в конце концов, компания оказывается в ситуации, когда дальнейшее увеличение цен приводит уже к падению выручки. Все это детально описано в учебниках по бизнесу и экономике на сотнях примеров. Именно поэтому крупные корпорации развязывают «ценовые войны», т.е. борются за потребителей, иногда даже опуская цены ниже себестоимости, рассчитывая компенсировать временные потери после захвата большей доли рынка.

В случае «Газпрома» мы видим, что потребитель внутри страны на увеличение цены газа реагирует снижением потребления и сокращением объемов производства.

В случае РЖД – потребитель имеет альтернативу в виде автомобильного транспорта, поэтому ситуация уже достигла точки, когда повышение цены не приводит к росту выручки вообще. Если в середине 1990-х при грузоперевозках на расстояние в 1 тыс. км. предприятия использовали в основном железнодорожный транспорт, то теперь даже на 2 тыс. км перевозят автотранспортом. Поэтому угрозы РЖД, что заморозка тарифов «грозит трехкратным сокращением инвестпрограммы РЖД, а также увольнением свыше 60 тыс. сотрудников» бессмысленна – дальнейшее повышение тарифов приведет уже к снижению выручки - и к еще большему сокращению инвестпрограммы, и к еще большим увольнениям сотрудников. Проигрывает потребитель – проигрывает РЖД.

Та же картина и по электроэнергетике – выработка электроэнергии в России за 8 месяцев 2013 упала на 0,5% по сравнению с 2013 годом, при этом выработка электростанций промышленных предприятий (то есть собственной генерации клиентов) выросла на 5%. И здесь налицо потеря потребителя из-за роста цен. При этом - по сравнению с Газпромом и РЖД - в электроэнергетике ситуация маскируется за счет стремительного роста неплатежей потребителей.

Прекрасным примером реализации стратегии «взаимного проигрыша» служит ситуация с Волгоградским алюминиевым заводом. 6 августа текущего года гендиректор «Русала» Олег Дерипаска заявил,  что алюминиевый холдинг в течение 2013 года может приостановить на четыре года выпуск алюминия на Надвоицком, Уральском, Волгоградском и Богословском алюминиевых заводах из-за убыточности производства. Решение приостановить производство рассматривается советом директоров компании  «Русал» в связи с падением мировых цен на алюминий и высокими тарифами на электроэнергию. Убытки предприятия только за июнь превысили два с половиной миллиона долларов. Построенный в советское время рядом с Волжской ГЭС,  Волгоградский алюминиевый завод с хорошей экспортной логистикой не может быть нерентабелен в паре с дешевой электроэнергией с ГЭС. Вместо того чтобы, оттолкнувшись от конечной цены на мировом рынке, выстроить цепочку распределения прибыли по всей производственной цепочке, завод просто закрывается – «Русал» в убытках, энергетики теряют крупного стабильного клиента, бюджет теряет постоянные налоговые отчисления – все проиграли (кроме конкурентов «Русала» на мировом рынке).

В рамках нынешней экономической политики разумное решение реализовать невозможно.

Та же ситуация и с попытками правительства улучшить «инвестиционную привлекательность» России. Для этого правительство старается сбалансировать бюджет, пенсионный фонд и обеспечить макроэкономическую стабильность государственных расходов и доходов. Однако и здесь бессистемный подход приводит к обратным результатам. Правительство наступает на хорошо знакомые грабли.

Как сообщают «Ведомости», Следственный комитет России (СКР) подготовил законопроект, ужесточающий борьбу с налоговыми схемами и меняющий процедуру возбуждения уголовных дел. Вроде бы благая цель – улучшить собираемость налогов и снизить отток капитала из страны. А для этого надо вернуть утраченные три года назад полномочия самостоятельно возбуждать уголовные налоговые дела. С  2010 г. это возможно лишь на основании материалов, представленных налоговыми органами. Тогда  реформа  помогла бизнесу — перекрыла один из каналов традиционных рейдерских атак, как считает вице-президент «Деловой России» Николай Остарков: до нее было легко возбуждать фиктивные дела против конкурентов — недоимка могла стать основанием для ареста собственника компании.

Подключение силовых структур, как показывает российская практика, собираемость налогов в бюджет, естественно, не повысит (в отличие от административной ренты силовых структур). Налоговая база в целом сократится, инвестиционную привлекательность страны усиливающееся уголовное преследование предпринимателей тоже не повысит. Цели сокращения оттока капитала и повышения собираемости налогов достигнуты точно не будут. Чем интенсивней будет работать СКР, тем дальше будут отодвигаться декларируемые цели.

Картина аналогична ситуации с естественными монополиями. Попытки повышать налоговые доходы, усиливая давление на бизнес, приведут только к дальнейшему сокращению экономики и ухудшению инвестиционного климата. Проигрывает бизнес – проигрывает бюджет. И эти пределы давления на промышленность со стороны естественных монополий и на бизнес в целом со стороны правительства достигнуты при цене нефти в 112 долларов за баррель!

Без системного подхода вырваться из замкнутого круга взаимных проигрышей не удастся.

Другие статьи Михаила Баранова на Полит.ру:

О разнице между российскими и американскими монетаристами

Судьба «золотого миллиарда» или «о погибели среднего класса»

Звериный оскал Микки Мауса

Российская экономика как системный демотиватор

Почему российская промышленность не предъявляет спрос на кредиты для инвестиций

Реформа Российской Академии наук и социальный регресс

Большая экономическая война

Советизация западной элиты

Почему США могут печатать столько долларов, сколько нужно

Как Сингапур обошел Россию в нефтехимии

Баранов Михаил
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).